Конспект занятия с воспитателями по обучению способам педагогической поддержки детям в преодолении страхов

Марина Исаенко
Конспект занятия с воспитателями по обучению способам педагогической поддержки детям в преодолении страхов

Тема: Светлые надежды, тёмные опасения

Цель - обучение воспитателей способам педагогической поддержки детям, имеющим страхи.

Задачи:

- гармонизация психоэмоционального состояния педагогов;

- сплочение педагогического коллектива;

- профилактика эмоционального выгорания.

Оборудование и материалы: листы с основой герба, листы А 4 по количеству участников, журналы, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

1) В течение 1 минуты каждый участник должен пожать руку каждому и сказать несколько тёплых слов.

2) Каждый участник говорит каждому участнику 5 комплиментов.

2. Неоконченные предложения «Я боюсь, хотя другие не боятся…»

- Я боюсь, хотя другие не боятся.

3. Вступительное слово ведущего

- Сегодня на занятии мы будем говорить о детском страхе, и как его преодолевать.

4. Беседа о детском страхе

Считается, что страх – это самая первая эмоция человека.

К слову, если страх – это переживание реальной опасности, тревога – переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности. Иными словами, человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе ценностных ориентаций. Источник внушённых детских страхов – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: “Не ходи – упадёшь”, “Не бери – обожжёшься”, “Не гладь – укусит”. Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.

Существуют возрастные страхи, возникающие в разных возрастах.

В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2–3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темноты, скорее всего это происходит во время бурного развития воображения.

Не отделяя вымысел от реальности, многие дети боятся сказочных персонажей – Бабу Ягу, Кощея Бессмертного. В этом возрасте особенно не рекомендуется пугать ребенка колдунами, милиционерами или чужими дядями и т. д., разрешать смотреть неподходящие фильмы или рассказывать страшные сказки. В этот период желательно быть с ним поласковее и почаще напоминать ему, что Вы очень его любите и всегда защитите.

Есть исследования, что меньше всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года, то есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков, а особенно у девочек достаточно больше.

В 6–7 лет дети могут бояться смерти, потери близких. Это говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается абстрактное мышление, формируются жизненные «ценности», чувство дома, родства.

Появление страха смерти означает появление постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед Кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал «простым смертным» в представлении детей и потому перестал их пугать. Категория смерти в 6 и 7 лет – это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни.

Интересно, что «заражаться» эмоцией страха от других дети могут с самого раннего возраста. Вспомните детский «хор», орущий в несколько глоток, если вдруг кто-то из детей испугался на площадке или в группе детского сада. Но осознавать, что другому страшно, дети могут только лет с 5.

Как мальчики, так и девочки в возрасте 6–7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.

В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

Особые страхи вызывает событие начала посещения школы. Социальная позиция школьника налагает на ребенка чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. Ведущий страх в данном возрасте – это страх “быть не тем”, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха “быть не тем” (так называемые «социальные страхи») являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным, такие дети все время спрашивают: типа «А можно так?», «А как надо?», «А это — правильно?». Они все время чересчур контролируют себя, как бы усиливая «внешний контроль» за собой. Такие дети в эмоционально напряженных ситуациях даже заболевать.

Почему возникают страхи?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Чаще всего возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов (или наоборот, предоставление полной свободы, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки из-за вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие.

Что же делать?

О многих детских проблемах можно сказать: «Перерастет!» Со страхами дело обстоит вовсе не так утешительно. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. У малыша все больше расширяются познания, развивается воображение, фантазия, и потому он все больше осознает те опасности, которые его подстерегают в жизни.

Но ведь детские страхи – не просто проблема взросления. Они – частая причина тиков, заикания, энуреза.

Главное – это стараться устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Присмотритесь к своему поведению: не слишком ли вы требовательны к ребенку, не превышаете ли вы свои запросы, реальны ли ваши ожидания. Часто ли ребенок оказывается в ситуации «неуспеха», часто ли вы его хвалите? Всегда нужно помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи.

Нужно сделать все, чтобы повысить самоуважение, подкрепить самооценку ребенка, воспитать уверенность и усилить чувство безопасности.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как относимся к его страхам.

О страхе с ребенком, даже трех–четырехлетним, можно говорить как об одном из чувств, объяснить, когда это бывает с людьми. Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел его преодолеть. Надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его.

Для детей старшего школьного возраста очень помогает «психологическая аптечка» в виде набора для рисования. Организуйте урок «рисования страхов». После окончания рисования ребенок, к вашему удивлению, может сообщить, что он уже не боится грозы (собаки, незнакомца). Если малыш не решается рисовать «страшное», помогите ему. И если даже рисунок получился «грозным», с изобилием черного, красного, фиолетового цветов, отнеситесь с уважением к этим «художествам», не выражайте обеспокоенности.

В конце рисования очень хорошо сделать «уничтожающий ритуал»: предложите ребенку торжественно «разорвать» свой страх на мелкие кусочки. При этом приговаривайте: вот, смотри, он уже стал меньше, еще меньше, совсем маленький. А теперь мы его выбросим. В туалет. И воду спустим…

Возможно, таких «пилюль» придется принять не одну. Но не переусердствуйте: это должно повторяться не чаще двух раз в неделю.

Игры-догонялки могут помочь избавиться от страха преследования, нападения, боязнь наказания. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т. п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Очень помогает в «проигрывании» страхов использование «перчаточных» кукол. Поиграйте с ребенком в «страшное», пусть он «спасет» зайчишку или тигренка от опасностей, посоветует, как ему стать смелее. Таким образом, через игру, ребенка может посетить инсайт, и он поймет, как самому бороться с неприятным, мешающим жить чувством.

Что читать маленьким трусишкам?

Выбирая книги для чтения, не поленитесь освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка.

Ему не стоит рано читать сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа» или грустные, как «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочки со спичками» Г. -Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские должны быть литературно обработаны именно для детей. Многим детям нежелательно читать некоторые сказки Чуковского «Бармалей», «Тараканище». Еще более осторожно нужно относиться к легендам и мифам. Их лучше оставить к 9–11 годам, а в дошкольном возрасте лучше читать веселые произведения зарубежных и отечественных классиков («Буратино», «Чиполлино», «Винни Пух», книги Волкова, Драгунского, Носова, Маршака. Иногда не стоит читать рассказы о животных, которые изобилуют натуралистическими подробностями «кухни» хищников. Осторожно нужно подходить к чтению приключенческих и исторических книг («Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», ведь рядом с «интересностями» там присутствуют рассказы о страшном.

5. Коллаж «Мой герб»

Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями, украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

- Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Упражнение «Нарисуй свой страх, победи его»

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

- Давайте с вами попробуем проделать это упражнение.

7. Упражнение «Дерево счастья»

Для создания этой творческой композиции необходимы два листа рисунков со страхами.

Участникам предлагается на большом листе нарисовать все свои страхи, за тем:

1) листочек сворачиваем в трубочку страхами внутрь – это будет ствол дерева.

2) ствол расписывается всякими «радостями» – тем, что её символизирует: улыбки, солнышки, сердечки, цветочки и т. д.

3) верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 1/3 длины ствола.

4) второй рисунок складывается в несколько раз и из него вырезаются листочки.

5) листочки также расписываются «радостями» и крепятся к бахроме ствола.

Страшные рисунки превратились в Дерево счастья.

Рефлексия.

8. Круг «Что было»

9. Ритуал прощания «Чемодан пожеланий»

Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам тренинга. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку.

Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.

В конце занятия проводится опрос.

10. Раздача распечаток

Публикации по теме:

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики» Федеральный компонент государственного стандарта,.

Дидактические игры, по способам словообразования Младший дошкольный возраст: Суффиксальный:Игра «Ласковые имена» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Обучение способам выхода из конфликта. Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в царство Снежной королевы» Цель: Воспитывать социально- активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир. Развивать связную, монологическую.

Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.

Консультация «Значение логоритмики в преодолении речевых нарушений» консультация. "значение логоритмики для преодоления речевых нарушений!". В последнее время, к сожалению, увеличивается количество детей.

Материалы для проведения занятия с воспитателями на тему «Средства приобщения детей к театральному искусству» Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Дети воспринимают театр не так, как взрослые, театр.

Консультация «Обучение детей коррекционной группы способам составления моделей речевых продуктов» Дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа.

Проект педагогической поддержки семьи в воспитании здорового дошкольника «Здоровячок» Руководитель проекта: воспитатель старшей группы Красавина Е Н. Название проекта: ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО.

Содержание коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями ОДА Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия с воспитателями по обучению способам педагогической поддержки детям в преодолении страхов
Опубликовано: 6 марта 2018 в 10:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...