Кайтукова Оксана Петровна
Конспект занятия «Путешествие по сказкам» с воспитанниками старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОО детский сад №177 «Золотой ключик» г. Владикавказ
Конспект занятия с воспитанниками старшей группы
Тема: «Путешествие по сказкам»
(обобщение по теме «словообразование»)
Воспитатель Кайтукова Оксана Петровна
Цель: Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Образовательные задачи: Закрепление навыков словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по сказкам“ с воспитанниками старшей группы» размещена в разделах
Закрепление навыков словообразования относительных прилагательных с суффиксами –ов, -ев.
Закрепление навыков словообразования притяжательных прилагательных.
Закрепление навыков образования существительных с суффиксом – ниц со значением вместилища.
Развивающие задачи: Развивать мышление, творческое воображение, мелкую моторику, зрительное внимание, любознательность.
Воспитательные : Воспитывать стремление говорить правильно. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь к литературному искусству.
Оборудование: Сундучок с замочком, ключики, иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Спор деревьев», «Маша и медведь», «Доктор Айболит», «Семеро козлят», изображение трёх медведей, карточки с предметами большого, среднего и маленького размера, яблоневые, сосновые, дубовые листочки, веточки, листы на каждого ребёнка для игры «раздай хвосты», изображения козлят для «игры с фонариком», предметы: сахарница, конфетница, сухарница, мыльница, салфетница, салфетки, сухари, мыло, конфеты, сахар, грамоты.
Предварительная работа: 1. Знакомство со сказками. 2. Дидактические игры. 3. Разучивание пальчиковой гимнастики. 4. Подготовка раздаточного материала.
Воспитатель : Дети! Я сегодня пришла в кабинет и увидела у себя на столе сундучок. Это сундучок домовёнка Кузи. Он со сказками. Посмотрите, на сундуке – замок. Давайте попробуем его открыть.
Пальчиковая гимнастика: «На двери висит замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Воспитатель : Нет, замочек не открылся, зато появилось письмо. Давайте его прочтём. Пишет домовёнок Кузя.
Был Кощей вчера в гостях,
Что наделал — просто «Ах»!
Сундучок мой открывал,
На замок его закрыл,
Ключи в сказках схоронил.
Чтобы ключик тот достать,
Надо сказкам помогать.
Поскорее поспешите,
Сказки мне мои верните!
Воспитатель : Поможем Кузе? (Ответы детей). Соберём сказки?
Отправляемся в путешествие. Закройте глаза и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три, сказка в гости приходи!»
А вот и первая сказка? (Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке).
Как она называется? (Три медведя)
Воспитатель : Правильно, молодцы! А задание в ней такое:
Нам нужно распределить предметы по размерам и правильно назвать их. Михайло Ивановичу – предмет большого размера. Настасье Петровне – среднего. А мишутке – самого маленького. Воспитатель демонстрирует образец.
Дети берут карточки и распределяют соответственно к изображениям медведей, проговаривая : Стул – стулище – стульчик, стол – столик – столище, стакан – стаканчик, стаканище, ложка – ложечка – ложища.
Воспитатель : вы правильно выполнили задание. Молодцы. И за это – вам заветный ключик.
Воспитатель :А вот и другая сказка.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию. Узнали из какой это сказки? – сказка К. Д. Ушинского «Спор деревьев».
А какие были деревья в этой сказке? Давайте вспомним, отгадав загадки:
Не загадка, это даже,
Сразу назовём,
Если кто-то только скажет –
Жёлуди на нём. (дуб)
Стоит дерево,
На дереве – мячики,
Летом зелёные,
Осенью – румяные. (яблоня)
Хоть колюча, а не ёлка.
Подлинней её иголки.
А кора – тонка, красна
Та красавица – (сосна).
А эта сказка предлагает нам поиграть в игру: «Раз, два, три – листик или веточку бери»
Дети собирает веточки и листики и называют их.
Воспитатель : У тебя веточка с яблони… Какая веточка? (яблоневая) и т. д.
Воспитатель : Вы всё правильно назвали, а за это – заветный ключик.
Воспитатель : А вот и следующая сказка (иллюстрация). Как она называется?- Доктор Айболит.
А написал эту сказку К. И. Чуковский. Вот нам задание из этой сказки. Доктор Айболит пришивал хвосты животным и перепутал их. Помогите доктору – раздайте хвосты их владельцам. Соедините подходящие картинки карандашом.
Дети, сидя за столами, выполняют задание. Воспитатель, демонстрируя на доске такое же изображение, спрашивает каждого ребё нка: «Чей хвост?», «Кому отдал (а)». Молодцы! Справились с заданием. Вот вам и золотой ключик.
А вот и еще одна сказка (показ иллюстрации) Как называется эта сказка?- Семеро козлят.
Воспитатель : Козлята плачут. У них болят животики. Накануне они пили фруктовые и ягодные соки, да забыли какие. Доктору Айболиту важно знать, какой сок выпил козлёнок, чтобы назначить правильное лечение. Давайте поможем козлятам и доктору Айболиту. Я посвечу фонариком на козлёнка, а вы скажете, какой сок выпил козлёнок.
Игра с фонариком: Воспитатель светит фонариком на изображение козлят, а дети называют, какой сок пил козлёнок.
Сок из слив – сливовый сок, сок из яблок – яблочный, сок из ананаса – ананасовый, сок из персиков – персиковый, сок из абрикосов – абрикосовый, сок из вишен – вишнёвый, сок из малины – малиновый.
Воспитатель : Вы здорово справились с заданием. И за это получаете ещё один ключик.
Воспитатель : Дети, а вот другая иллюстрация. К какой сказке? — Маша и медведь.
Воспитатель : медведь остался в избушке один и просит вас накрыть на стол. Посмотрите, что у меня есть. Воспитатель показывает предметы, называет их вместе с детьми. И расставляет на столе.
(Сахарница, конфетница, фруктовница, сухарница, мыльница, салфетница).
Воспитатель : Давайте разложим всё по своим местам. Оля! Вот тебе сахар. Куда ты его положишь? (в сахарницу (кладёт) и т. д. с другими детьми.)
Воспитатель : Посмотрите, что не подходит для чаепития? — мыльница.
Воспитатель : Молодцы. Вот наш последний ключик. Мы собрали все иллюстрации и все ключики.
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по ключику).
А теперь пойдёмте к сундучку и подберём нужный ключик.
(Дети соотносят ключики и замочную скважину и выбирают нужный).
Воспитатель : Вот и открылся сундучок. Прежде чем сложить сказки в сундучок, мне хочется услышать, понравилось ли вам наше путешествие? Какие сказки вы запомнили путешествуя? Что вам запомнилось? Кому вы помогали?
Воспитатель складывает сказки в сундучок.
Воспитатель : А за вашу помощь домовёнок Кузя приготовил вам грамоты Академии сказочных наук.
Как ты, Оля, думаешь, за что Матвей получил грамоту? И т. д. (взаимооценка детей).
Большое спасибо вам за путешествие. А сейчас можно попить чай. Ведь стол у нас уже накрыт.