Алла Шеманаева
Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь»
▼ Скачать + Заказать документы
по ОБЖ
с элементами экспериментирования
в старшей группе
на тему «Огонь»
Цели:
с помощью опытов показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов, продолжать учить правилом пожарной безопасности, осторожному обращению с огнем, закреплять и уточнять знания детей о пользе и вреде огня, воспитывать уважение к труду пожарного, развивать наблюдательность, умение делать выводы, память, внимание
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе на тему „Огонь“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
коробка, записка, коробок спичек,4 свечи, 4 подсвечника, лист
белой бумаги, рисунок костра с дымом, костюм огня, рисунок
пламени 3 шт, лейка с водой, рисунки автомобиля, газ. Плиты,
камина, ракеты, завода, горящей свечи, иллюстрации с сюжет.
Картинкой возникновения пожара, полоски бумаги, пинцет, вата,
кусок ткани, монета, стакан с водой, воздушный шар, иллюстрация
пожарной машины и пожарного.
-Дети, сегодня утром я пришла в детский сад и увидела возле двери вот эту коробочку. Я
не стала ее открывать без вас. Хотите посмотреть, что в ней? (открываю коробку, достаю
записку)
«Дорогие ребята, отгадав загадку, вы узнаете, что лежит в коробке:
Это тесный, тесный дом,
Сто сестричек жмуться в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками
Тоненькими (спичками!»
-Верно, ребята! В коробке спички!
-А для чего они нужны?
(с помощью них добывают огонь)
-А можно ли с ними играть? Почему?
Но кроме спичек в коробке еще что-то есть! Давайте попробуем определить это на ощупь!
-Верно, это-свеча.
-Если на спичке огонь удерживается короткое время, то свеча может гореть несколько
часов. (достаю свечу, ставлю на подсвечник, поджигаю)
-Ребята, расскажите, как выглядит огонь?
-Верно, он ярко красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время
находятся в движении, они трепещут, колеблются и дрожат.
Вокруг огненного пламени вьется дым.
Не даром говорят: «Огонь без дыма не живет!», «Нет дыма без огня!»
(показ рисунка костра)
Отгадайте загадку:
«Красный бык на земле лежит,
Голубой бык к небу тянется»
-Верно, красный бык- это огонь, а голубой бык- это - дым.
Молодцы, ребята!
-Теперь посмотрите на это маленькое пламя.
-Как вы думаете, что я почувствую, если поднесу руки к пламени свечи (тепло)
-Что будет, если я близко поднесу руки к пламени свечи? (можно обжечься)
Знаете ли вы, что у огня есть не только видимое пламя, но и невидимое.
Оно находится чуть выше самого пламени, его не видно, но оно тоже очень горячее, им
тоже можно обжечься. Чтобы в этом убедиться, проведем опыт№ 1:
Поднесем к невидимой части пламени лист белой бумаги.
Через некоторое время на листе
появляется коричневое пятно, появляется запах горелой бумаги. Через некоторое время
она может воспламениться. Поэтому нельзя близко подносить к огню предметы, они могут
воспламениться и нанести вред человеку, стать причиной пожара!
Но огонь, ребята, может быть как нашим другом, так и врагом, в одних случаях он
приносит пользу человеку, а в других может нанести вред. А когда это происходит, мы
сегодня и поговорим.
А сейчас я расскажу вам сказку про огонь (сценка с участием 2 детей) :
«Жил- был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял Огонь по лесам, по домам, По деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. И вот повстречался на его пути Человек и сказал:
- Давай, Огонь, померяемся силами!
- Да куда тебе со мной силой мерятся, - сказал Огонь.
-Нет, я докажу тебе, что я сильней, -сказал Человек.
И достал тогда Человек флягу с водой и началась великая битва. Взмолился Огонь :
- Не туши меня, Человек! Верой и правдой тебе служить буду!
Пожалел Человек Огонь и заставил служить себе. Вот только Огонь поставил свои условия:
- Чтобы со мной дружить, надо знать правила и всем их соблюдать.
Человек согласился с Огнем и назвал эти правила пожарной безопасности, стал их соблюдать и дружить с Огнем.
(дети удаляются под руку)
1 ребенок:
«Знают все, что без огня
Не прожить нам и не дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становиться нашим врагом!»
-Скажите, для чего человеку нужен огонь?
(для того, чтобы приготовить еду, согреться, осветить жилище и т. д.)
Огонь помогает людям согревать жилище, с его помощью готовят еду, освещают помещение. Без огня люди не смогли бы ездить по земле, путешествовать по морю, по небу. В моторе автомобиля тоже работает огонь- сгорает бензин приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах- в печах, он плавит металл, в других- он плавит стекло. Космическая ракета взмывает ввысь, оставляя яркий хвост пламени- это сгорает
ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в руки детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю.
Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
-Ребята, а от чего может произойти пожар?
(показ сюжетных иллюстраций и пояснения к ним)
-А чем еще кроме огня опасен огонь? (дымом, можно задохнуться)
А сейчас проведем опыт№2
Поднести к пламени свечи l-полоску бумаги,2-вату,З-кусок ткани,4-монету)
Вывод: опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься)
- Вы теперь знаете, что может быстро загореться.
-А сейчас поиграем в игру «Не ошибись!»
- Я буду называть предметы, а вы, если предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит- руки нужно опустить под стол.
Бумага, гвоздь, шторы, тетрадь, одежда, столовая ложка, стол, сухая трава, вата.
-Молодцы, ребята.
Посмотрите, у меня в руках- воздушный шар. Я взяла его не случайно- раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар, чтобы оповестить о беде и позвать на помощь.
Сейчас поиграем в игру «Если возник пожар!»
(дети сидят в кругу, у воспитателя в руках- воздушный шар. играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворения и передать шар другому)
«Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал воздушный шар,
Этот красный шар не даром
Звал пожарных в бой (с пожаром).
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьеться в небо шар.
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь-(пожар!)
Раз, два, три, четыре,
у кого пожар (в квартире?)
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг?)
Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками (играл?)
Стол и шкаф сгорели вдруг,
Кто сушил белье (над газом?)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы)
Дым увидел- не зевай!
И пожарных (вызывай!)
Помни каждый гражданин
Этот номер – (01!)
-Молодцы, ребята! Очень внимательные!
А сейчас посмотрите на доску!
Здесь спрятана картинка, если мы ответим на все вопросы верно, то сможем назвать, что на ней изображено!
1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара?
(пожарные)
2Лочему работа пожарных нужна людям?
(они спасают людей, тушат пожар,и т. д)
3. Какая у них работа?
(трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям)
4Ло какому номеру вызывают пожарных? (О 1)
-Молодцы, ребята, ответили на все вопросы, и у нас открыл ась картинка- пожарная машина. На ней пожарные быстро примчаться на пожар.
2 ребенок
Мчится огненной срелой,
Мчится в даль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина!
А теперь покажем, как пожарные тушат пожар:
Физкультминутка «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево- раз, вправо- два,
Потекла ручьем вода.
Раз- два- три-четыре,
Хорошо мы потрудились!
-Молодцы, ребята, помогли пожарным потушить пожар!
Сам не справишься с пожаром, Этот труд не для детей.
Не теряя время даром
«01» звони быстрей!
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело!
- Ребята, а сейчас немного поиграем.
Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны, отвечайте хором: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если не согласны- топайте ногами.
Будьте внимательны!
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
-Кто из вас, заметив дым, набирает «01»?
-Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
-Спичек кто не разжигает и другим не разрешает?
-Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?
-Дым увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?
-Правила кто точно знает и всегда их соблюдает?
Правил пожарных несложный урок
Знай, соблюдай их и помни, дружок:
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтобы пожаров и бед избежать,
С огнем не пристало играть!
3 ребенок
Говорим мы, что огонь- наш друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем-
Отомстит он сразу людям!
-А вы, ребята, должны запомнить, что пожар- это не случайность, а результат
неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности,
соблюдали правила, и тогда беда обойдет вас стороной!
-Занятие окончено, спасибо, что принимали в нем активное участие.