Приложение МААМ

Конспект занятия «Слоговой состав слова»

Марина Лобастова
Конспект занятия «Слоговой состав слова»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Понятие о слоге, значение словообразующей функции гласного звука.

- Как же узнать, сколько слогов в слове? (Ответы детей.)

- Можно отхлопать слоги. Также помогут определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге должен быть гласный звук.

- Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. (Повторение правила.)

Публикация «Конспект занятия „Слоговой состав слова“» размещена в разделах

- А сейчас убедимся, что это так. Какой гласный звук есть в слове «дом»? (В слове «дом» гласный звук «о».) Значит, сколько слогов в слове «дом»? (В слове «дом» один слог.) А теперь хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «дома». (До - ма.) Сколько раз вы хлопнули? (2 раза.) Какие гласные звуки в слове «дома»? (В слове «дома» гласные звуки «о» и «а».) А сейчас тыльную сторону ладошки положите под подбородок и произнесите слово «дом». Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносите звук «о»? Произнесите слово «дома» по слогам. Сколько раз широко открывался рот и опускался подбородок? (2 раза.) Рот открывается широко тогда, когда произносятся гласные звуки. Так сколько слогов в слове «дом»? (В слове дом» один слог.) Почему вы так считаете? (В слове «дом» одна гласная «о».) Сколько слогов в слове «дома»? Почему?

- Придумайте слова, которые состоят из одного слога. Назовите слова, в которых 2 слога. Поднимите столько пальчиков, сколько слогов в имени «Наташа».

Вывод. В слове может быть 1, 2, 3 слога, а в длинных словах ещё больше. А как узнать, сколько их? (Повторение правила.)

- Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и произносить слова по слогам. Один шаг – это один слог. (Стол, шко-ла, по-душ-ка, ско-во-ро-да.)

2. Игры со слогами.

Задание: предлагаю вычеркнуть один слог, чтобы получилось новое слово.

Слова: бабочка, машина, дубок, песок, полено, радуга, задача, баранка,

дорога, молоток, осада, рыбак, чайка, лайка, майка, рамочка, столяр, погода, долото, гамак, домна, золото, клубок, цветок, лейка, полка, беседа, ветрянка, чемпион.

Задание: предлагаю составить и записать новые слова,

- взяв первый слог каждого слова:

флаги, конфета = флакон

лужа, паук =

крыжовник, шары =

заяц, конфета =

молоко, нерест, таракан =

баран, рана, банщик =

забор, бабушка, валенки =

маки, шило, насос =

- взяв последний слог каждого слова:

мебель, ружьё = ружьё

соломка, пора, мель =

лиса, бельмо, полёт =

- взяв ударный слог каждого слова:

корова, стрекоза = роза

собака, западня =

- взяв у первого слова первый слог, у второго слова – второй слог (1+2):

лупа + мина = луна

чайник + щука =

коза + конфета =

- 1+2+3:

Картон, пастила, бузина = картина

автор, лото, троллейбус =

урок, грачи, писатель =

кабан, труба, каблучок =

коза, перо, ворона =

- 2+1: лапа + паук =

- 2+2:

ухо + робот =

камыш +лодка =

- 1 +3: стакан + рубанок =

- 1 + целое слово: маки + шина =

- 2 + целое слово: рука + мыши =

- 1 + 1 + 2: дома + робот + нога =

- 1 + 2 +1: коса + шипы + топор =

- 2 + 1 + 1: мясо + рога + каша =

- 1 + 2 + 2: гиря + вата + нора =

- 1 + 2 + 3: кузнец + планета + мячик =

- 2 + 1 + 2: мотор + перо + вода =

- 2 + 2 + 2: рыба + гора + кабан =

- 2 + 2 + 3: самовар + воробей + розы =

- 1 + 3 + 2: пули + кочерга + шило =

- 2 + 1 + 3: корыто + банан + веники =

- 2 + 1 + 3: белка + ракета + одуванчик =

- 3 + 1 + 3: лягушка + лимон + картина =

- 1 + 4 + 1: краски + Буратино + ели =

3. «Музыкальные слова».

- Есть «музыкальные слова», в которых прячутся нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Прослушайте внимательно слова и определите ноту, которая «спряталась» в них.

Данное задание предусматривает несколько уровней сложности:

- В самом лёгком варианте нота «спряталась» в начале слова: редакция, репетиция, сольфеджио, донор, ремень, лягушка, редиска, мизинец, рецепт, мимоза, мишура, факел.

- Во втором варианте нота «спряталась» в середине слова: пирамида, фанфара, алфавит, алюминий, ведомость, веретено, вермишель, версия, галерея, зарево, калякать, земляника, канцелярия, химия, олифа, поощрение, пошлина, разорение, семилетка, семинар, середина.

- В самом сложном варианте в каждом слове «спряталось» по две ноты: домик, чередование, фамилия, сирена, перемирие, переносица, домино, подосиновик, фасоль.

4. «Вороньи слова».

Задание. Услышав в слове «воронье - кар», нужно хлопнуть в ладоши

или поднять картинку с изображением вороны.

Слова: картошка, картонка, байдарка, картуз, крахмал, карниз, аквариум,

акварель, картина, карнавал, нектар, красота, пекарня, крапива, карман.

5. «Поставить по порядку».

Задание. Составить из слогов слова, обозначающие действия.

Ву – ра – зор (разорву,

ю – за – рас – тер (растерзаю,

не – раз – су (разнесу,

ки – ю – рас – да (раскидаю,

га – пу – ю – рас (распугаю).

Вопрос: какие действия совершает неаккуратный ребёнок?

6. «Добавить пропущенный слог: ча-ща, чу-щу, жи-ши».

Слова: кри (чу, мол (чу, сту (чу, (чу)жой, (щу)ка, и (щу, (чу)лан, пи (щу, мы (ши, лы (жи, (чу)лок, ту (ча, на (ча)ло,

Предложения.

Та (щу, та (щу, не дота (щу, боюсь, что выпу (щу).

В (жи)вом уголке (жи)ли у (жи) и е (жи).

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 5» (старшая группа) Задачи. Познакомить детей с составом числа 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и решать её.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа)Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа) Задачи. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух чисел, используя цифры и математические знаки «+»,.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Слоговой состав слова»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 21:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Слоговой состав слова»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД