Татьяна Пятова
Конспект занятия по математике «Собираем урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Собираем урожай"
Цель: Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закрепить навыки счёта. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длинны, равные образцу. Формировать вариативность мышления; развивать коммуникативные способности, логическое мышление, память, творческое воображение.
Материалы к занятию :
Публикация «Конспект занятия по математике „Собираем урожай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Урожай
- Темочки
Демонстрационный - игрушечный зайчик, муляжи овощей, фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочки зайчиков на всех детей и лисы. Полотно для плана участка. Силуэты деревьев разной высоты, лесенки с разным количеством ступенек. Коробка, разделённая на 9 равных частей. Высота коробки 5 см, в основании квадрат со стороной 15 см.
Раздаточный - Силуэты деревьев разной высоты, лесенки с разным количеством ступенек. Квадраты, разделённые на 9 частей, фигурки фруктов.
Ход занятия
1. Выявление признаков сходства и различия между предметами.
Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Рядом с ним - корзиночка, игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов.
- Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.)
-Какие работы ведутся осенью в саду и огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов.)
- Наш Зайчик тоже решил собрать урожай на своём огороде. Поможем ему собрать в корзинку овощи.
Дети по желанию кладут в корзинку муляжи овощей. По ходу действия задаю вопросы: "Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого цвета редиска? Что растёт на земле? Что растёт под землёй? Что растёт над землёй?".
- А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка - цветок, а Зайчик собирал овощи.)
- Почему осталось яблоко? (Яблоко - фрукт, а не овощ.)
- Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Всё это овощи, они растут в огороде.)
- Сколько всего предметов вы положили в корзинку?
Физкультминутка "Лис и зайчата"
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький,
Лис крадётся вдоль тропы.
Вряд ли ищет он грибы!
Один ребёнок изображает крадущегося лиса, а остальные - бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются по местам -"домикам".
2. Ориентировка в пространстве.
Выставляется полотно, на котором дети будут расставлять фигурки. Воспитатель показывает зайчика и говорит: "А сейчас Зайчик будет рассказывать, где и что у него посажено в саду. Вы внимательно слушайте и расставляйте на плане необходимые фигурки согласно рассказу Зайчика.
(Далее воспитатель озвучивает рассказ Зайчика.)
В центре сада у меня стоит дом. Справа от него растут три вишни. Слева от дома растут три яблони. Впереди дома зелёная лужайка - газон. Справа и слева от газона круглые клумбы. На них растут ландыши, ноготки, флоксы. В правом нижнем углу растёт куст жасмина. В левом нижнем углу- куст сирени. Сзади по всему краю участка растут кусты чёрной и красной смородины.
(Во время рассказа Зайчика дети выходят по одному к столу и выбирают нужную фигурку и помещают её на полотне. Ошибки исправляют сами дети.)
3. Развитие глазомера, умения находить предметы одинаковой длинны, равные образцу.
(Воспитатель выставляет на наборном полотне фигурки лесенок.)
- Зайчик просит нас помочь ему в сборе урожая. У него есть три лесенки. Он затрудняется и не может правильно подобрать лесенки для сбора яблок, груш и слив. Поможем ему?
(Дети сравнивают количество ступенек у лесенок, их высоту. По высоте деревьев (фигурок) они определяют, какую лесенку к какому дереву надо поставить. В результате коллективного обсуждения дети приходят к выводу, что самая низкая лесенка, которая имеет две ступеньки, подходит к сливе. Вторая лесенка, которая имеет четыре ступеньки, подходит к яблоне, так как она выше сливы. Третья лесенка, которая имеет шесть ступенек, подойдёт для сбора урожая с груши, так как груша выше яблони, груша - самая высокая, поэтому лесенка у неё должна быть самой высокой, с большим числом ступенек. Дети сравнивают лесенки непосредственно, прикладывая одну к другой, и по количеству ступенек.
(Воспитатель делает обобщение о ширине лесенок, высоте, количестве ступенек.)
4. Формирование вариативности мышления; развитие коммуникативных способностей, логического мышления, памяти, творческого воображения; закрепить навыки счёта.
- Зайчик обращается к нам ещё с одной просьбой: помочь ему из собранного урожая сделать подарки для друзей.
(Воспитатель показывает коробку, разделённую на 9 частей.)
- Сколько плодов можно положить в эту коробку? (9 плодов, так как в коробке 9 ячеек.)
- У вас на столах найдите квадраты, разделённые на 9 равных частей. Зайчик просит нас разложить в коробки яблоки, сливы и груши так, чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное и у каждой стенки лежали три разных плода, а в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось.
(Дети раскладывают фрукты, а воспитатель наблюдает, напоминает просьбу зайчика. После выполнения задания воспитатель делает выставку работ, проверяет правильность выполнения задания каждым ребёнком. Дети сравнивают свои наборы. Воспитатель обращает внимание на одинаковые и различные варианты выполнения задания. Дети подсчитывают, сколько различных вариантов у них получилось, скольким друзьям можно послать подарки.)