Получи документы

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)

Анна Солухова
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)

Тема: «Измерение объема»

Программные задачи:

1. Формировать представления детей об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки

2. Закрепить счетные умения, понятие «столько же», знание свойств предметов, знание геометрических фигур.

3. Развивать мыслительные операции, речь, внимание, слуховую и зрительную память, воспитывать самостоятельность

Источник: Л. Г. Петерсон, страница 121-123

Оборудование: 2 кормушки, пшено, различные мерки (ложка, стаканчик, чашка, геометрические фигуры; цифры от 1 до 7, несколько разных мерок для измерения объема.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)» размещена в разделах

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте, мои ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

С добрым утром!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте немного поиграем

Дети: Давайте

Игра «Вхождения в день»

Дети встают в круг. Воспитатель произносит следующие слова:

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Дети находясь в круг. Обращаясь друг к другу по имени, они желают доброго утра, доброго дня (Можно при этом передавать игрушку.)

Основная часть

Воспитатель:

Ребята с наступлением зимы у братьев наших меньших (птиц) стало меньше еды, давайте им поможем и наполним кормушки пшеном, но не просто так, а так чтобы в кормушках было одинаковое количество корма? А как это сделать я вам подскажу.

Дети: Давайте. Мы хотим помочь птицам.

1. Измерение объема. Зависимость результата измерения от величины мерки.

Воспитатель:

Для измерения объема мы будем используется то же правило, что и для измерения длин: выбираем мерку и установим, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

На столе у нас выставлено пшено и различные мерки- ложка, стаканчик, чашка и т. д. Предлагаю насыпать пшена в 2 кормушки поровну. Как это сделать?

Дети: насыпать одинаковыми мерками и тогда в кормушках будет одинаковое количество пшена.

после того как дети предложили свои способы решения, они вместе с воспитателем приходят к выводу о том, что отмерять крупу нужно, например, стаканчиком.

Показываем детям, как это делается, акцентируем внимание на том, что всякий раз стаканчик должен быть заполнен доверху.

Высыпая очередной стаканчик, надо ставить фишку. Окончив отмерять крупу, фишки надо пересчитать и рядом поставить соответствующую цифру.

Воспитатель: Миша сколько у тебя получилось фишек? (например, 3 фишки) Ангелина поставь рядом соответствующую цифру. Ребята правильно ли Ангелина показала цифру? (если ребенок ошибся, просим другого, например, Сашу исправить)

Далее спрашиваем, как сделать, чтобы во 2-ой кормушке пшена было столько же?

Дети: нужно взять этот же стаканчик и насыпать пшена столько же сколько фишек мы насыпали в первую кормушку; 3- стаканчика.

Подводим детей к выводу о том, что во второй кормушку надо насыпать столько же мерок- наполненных доверху стаканчиков крупы.

После этого обсуждаем с детьми такие вопросы:

- Можно ли отмерять пшено для 2-ой кормушки другой меркой, например, ложкой или чашкой?

Дети: Нет, количество пшена будет другое

- Что получится, если мерку взять меньше- например, ложку?

Дети: Пшена отмерим меньше.

А если взять большую мерку- например, чашку?

Дети: Пшена будет больше.

- Как вы думаете, измеряя то же количество крупы ложками, вы получите тот же результат?

Дети: количество мерок увеличится.

Выслушав ответы детей, надо дать им возможность проверить правильность их ответов. Предварительно проговорить, что в кормушках крупы поровну, поэтому не имеет значения, из какой кормушки ее мерить.

Крупа с помощью ложки пересыпается в другую емкость. Количество ложек считается и сравнивается с количеством стаканов.

- Что осталось неизменным? ( Дети: Количество крупы)

- Что изменилось? ( Дети: Мерка- она стала меньше, и число мерок- оно стало больше).

Так же проговариваем случай увеличения мерки.

2 Физминутка: «Наседка»

Цель- закрепить навыки счета, понятие «столько же», развитие внимания и слуховой памяти.

Один ребенок- наседка, остальные- цыплята. Каждый цыпленок получает карточку с изображением нескольких цыплят (1-7). Наседка говорит слова:

Цыплята есть хотят,

Мы покормить должны цыплят.

Затем несколько раз стучит по столу, созывая цыплят. Если она постучала три раза, то к ней должны прибежать дети, у которых на карточке три цыпленка, и пропищать. Это означает, что цыплята накормлены (Игра продолжается пока все «цыплята» не будут накормлены).

3. Игра «Геометрическое лото»

Цель- закрепить знание свойств геометрических фигур, мыслительные операции, речь, внимание, зрительную память.

Размещаем на фланелеграфе геометрические фигуры. Сначала они могут быть одного цвета и размера.

Считаем до трех и закрываем их. Дети должна вспомнить, каких фигур и сколько было на фланелеграфе.

Задачу можно усложнять, если фигуры:

а) одного цвета, но разного размера;

б) одного размера, но разного цвета;

в) разного цвета и разного размера.

4. Итог

Вот мы и помогли нашим пернатым друзьям: наполнили кормушки одинаковым количеством пшена. И вы теперь знаете:

- Чем можно измерять количество воды, крупы?

Дети: объем,используя одинаковую мерку

- В одном и том же объеме каких мерок больше- маленьких или больших?

Дети: маленьких мерок больше, а больших меньше.

Все вы молодцы и нам пора прощаться

Игра «Прощание»

Дети встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Публикации по теме:

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» (ФЭМП) «Измерение объема» Тема: «Измерение объема». Цель: 1. Формировать представление о том, что сравнивать объемы жидких и сыпучих тел можно только тогда, когда.

Занятие по математике в средней группе «Измерение объема» Занятие по математике в средней группе Тема: «Измерение объема» Программные задачи: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)
Опубликовано: 11 марта 2015 в 19:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД