Пестрых Лидия
Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Тряпичная кукла Закрутка»
Воспитатель Лидия Александровна Пестрых
Тема: Тряпичная кукла Закрутка
Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
Задачи.
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
Публикация «Конспект занятия „Тряпичная кукла Закрутка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
3. Закрепление удетей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Пополнить словарный запас детей: ремесло, технология.
Материалы.
Коляска с куклой. Набор тряпичных кукол, презентация «Тряпичная кукла»
- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
- белые нитки;
- вата для объема;
- тесьма для пояса.
-аудиозапись спокойной музыки
Предварительная работа:
Беседа с детьми о русских народных игрушках.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.
Дети: Здравствуйте.
Дети садятся на стулья в игровой зоне.
Сюрпризный момент: Воспитатель приходит с коляской,успокаивая сидящую в ней куклу Машу, и говорит ей: «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»
Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Воспитатель, обращаясь, детям говорит: Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.
Дети: да
Воспитатель: Сейчас Вам расскажу о куколке. Посмотрите на экран (на экране презентация «История тряпичной куклы».
Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.
Воспитатель: Кто играл с тряпичной куклой?
Дети: Наши бабушки.
Воспитатель: Кто мастерил эти куклы?
Дети: Их бабушки.
Воспитатель: Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья». Я приглашаю вас с страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?
Дети: Да мы согласны.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка». Но обязательно будем соблюдать «технологию». Сейчас я вам буду показывать.
Воспитатель показывает и комментирует.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание. Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Воспитатель: А, сейчас давайте все отложим в сторонку.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Дети, возьмите в руки остаток ваты и покатайте его в ладонях, а глазками посмотрим в потолок, в пол, на окно, на дверь. Повторяем два раза.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова.
Физминутка: «Матрешки»
Хлопают в ладошки
(хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки.
(повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные,
(наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные.
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
(хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.
(хлопок по парте, повторить еще раз)
А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Сделаем кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель: Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.
Воспитатель: (подкатывает Машу, они поочередно показывают ей свою куклу) Как тебе, подружки? Как тебе игрушки?
Воспитатель от имени Маши: Хороши то как, милы то как. Добренькие!
Воспитатель: Они всегда будут добрыми? Почему?
Дети: Да. Всегда. Они сделаны с любовью.
Воспитатель: Наши куклы и Маша еще маленькие?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: А, маленькие детки много спят?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда и нашим куклам-Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились. (Все встают в кружок)
Споем им колыбельную песенку:
Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.
Воспитатель: Пока наши куклы спят мы вспомним чему сегодня научились? В нашей мастерской?
Дети: Делать куклы.
Воспитатель: Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.