Татьяна Терехова
Конспект занятия учителя — логопеда «Путешествие по осеннему саду»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 37 «Щелкунчик»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей - подготовительной логопедической группе
на тему: «Путешествие по осеннему саду»
Подготовила и провела:
учитель - логопед
Т. В. Терехова
г. о. Мытищи
2022 г.
Публикация «Конспект занятия учителя — логопеда „Путешествие по осеннему саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Цель занятия : формировать умение у детей составлять словесно - логическое высказывание по плану - схеме.
Задачи занятия :
1. Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе, месте произрастания, времени сбора урожая фруктов, пользе употребления в ежедневном рационе человека.
2. Закрепить обобщающее понятие «Фрукты».
3. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в подборе прилагательных к существительному, образовании относительных прилагательных.
4. Обогащать активный словарь детей.
5. Формировать умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
6. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
7. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
картинки с изображением фруктов, корзины с фруктами, фруктового сада, муляжи фруктов, «Чудесный мешочек», картинный план – схема для составления описательного рассказа о фруктах, листы с изображением стеклянных банок.
Предварительная работа:
загадывание загадок, чтение стихов и художественных произведений Л. Н. Толстого «Косточка».
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Подготовительная часть.
Учитель - логопед : «Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями».
Дети здороваются.
Учитель - логопед : «А теперь подойдите к столу».
Дети становятся полукругом около стола с корзиной с муляжами фруктов.
Учитель - логопед предлагает детям рассмотреть корзину с муляжами фруктов.
Учитель - логопед : «Посмотрите внимательно на стол. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?».
Дети: «О фруктах».
Учитель — логопед : «Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье».
II. Основная часть.
1. Игра «Повар».
Учитель — логопед : «А теперь мы с вами поиграем в поваров. Каждый из вас будет готовить компот, сок, варенье, повидло, джем из фруктов».
У каждого ребенка на столе лежит лист бумаги с изображением банки и картинка с изображением фрукта.
Учитель — логопед : «Положите в баночку свой фрукт. Какой компот вы приготовили?»
Ребенок: «Я приготовил грушевый компот и т. д.»
Учитель — логопед : «А теперь ребята, которые сидят за одним столом поменяются своими картинками и приготовят свои напитки».
2. Пальчиковая гимнастика.
«Компот».
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем «мешают»)
Фруктов нужно много, вот:
Будем яблоки крошить,
(перетирают подушечки пальцев)
Грушу будем мы рубить,
(левую ладошку вытянуть, ребром правой ладони «рубим»)
Отожмем лимонный сок,
(сжимают и разжимают кулачки)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем «мешают»)
Угостим честной народ.
3. Обсуждение картинно – графического плана с детьми.
Учитель - логопед : «Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы видите?»
Дети: «Мы видим план рассказа».
Учитель - логопед : «Верно. Мы сейчас повторим, что означает каждая картинка в плане. Первая картинка как называется?»
Ребенок: «Что это? Нужно назвать фрукт».
Учитель - логопед : «Вторая картинка как называется?»
Ребенок: «Это овощ или фрукт?»
Учитель - логопед : «Третья картинка как называется?»
Ребенок: «Где растет фрукт?»
Учитель - логопед : «Четвертая картинка как называется?»
Ребенок: «Какой на вкус фрукт: кислый или сладкий?»
Учитель - логопед : «Пятая картинка как называется?»
Ребенок: «Какой фрукт снаружи, а какой внутри?»
Учитель - логопед : «Шестая картинка как называется?»
Ребенок: «Какого цвета фрукт?»
Учитель - логопед : «Седьмая картинка как называется?»
Ребенок: «Какой формы фрукт?»
Учитель — логопед : «Восьмая картинка как называется?»
Ребенок: «Какой фрукт на ощупь: мягкий или твердый?»
Учитель — логопед : «Девятая картинка как называется?»
Ребенок: «Что можно приготовить из фруктов?»
Учитель - логопед : «Правильно. Все картинки вы вспомнили».
4. Артикуляционная гимнастика.
Учитель — логопед : «Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
— Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» — ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки).
— Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, — думает, — попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» — высунуть язычок и спрятать его).
— Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» — имитация жевания).
— Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку (дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.)
— Пошли ребята дальше и увидели растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами (упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.)
— Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались. (упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)
III. Заключительная часть.
1. Игра «Чудесный мешочек».
Логопед : «А теперь ребята, мы с вами поиграем с чудесным мешочком. Наши фрукты спрятались в нем. Нужно достать из мешочка один фрукт и назвать его. А потом составить рассказ по плану об этом фрукте».
Учитель - логопед вызывает несколько детей. Они достают муляж фрукта из мешочка. Называют его. Потом составляют о фрукте описательный рассказ по плану.
2. Составление рассказов - описаний по картинно – графическому плану.
Ребенок: «Это яблоко. Яблоко — это фрукт. Яблоко растет на яблоне в саду. Яблоко сладкое на вкус. Яблоко снаружи покрыто кожурой, внутри яблока есть семечки. Яблоко зеленого цвета. Яблоко круглой формы. Яблоко твердое. Из яблока можно приготовить сок, варенье, компот, джем, повидло, начинку для пирога».
IV. Итог занятия.
Учитель - логопед : «О чем мы сегодня с вами говорили, ребята?»
Ребенок: «Мы говорили о фруктах».
Учитель - логопед : «Где растут фрукты?»
Ребенок: «Фрукты растут в саду на деревьях».
Учитель — логопед : «Когда люди собирают урожай фруктов?»
Ребенок: «Осенью люди собирают урожай фруктов».
Учитель — логопед : «А что мы с вами делали на занятии?»
Дети: «Мы играли, выполняли задания, составили рассказы о фруктах».
Учитель - логопед : «Молодцы, ребята! Вы замечательно отвечали, постарались на занятии!».