Колпакова Татьяна
Конспект занятия «Удивительные камни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид непосредственной образовательной де-ятельности Интегрированная
Интегрируемые образовательные области «Познание»
«Коммуникация»
«Социализация»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество»
«Безопасность»
Форма деятельности Непосредственная образовательная дея-тельность
Виды деятельности Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Продуктивная
Исследовательская
Программные задачи
Образовательные Познакомить детей с разнообразием ми-ра камней и их свойствами
Учить самостоятельно выявлять скрытые свойства предметов
Публикация «Конспект занятия „Удивительные камни“ в старшей группе» размещена в разделах
Продолжать учить классифицировать камни по признакам : размер, форма, цвет, вес, поверхность, прочность, пла-вучесть
Совершенствовать знания, умения и навыки в поисковой, исследовательской и продуктивной деятельности
Развивающие Развивать эстетическое восприятие не-живой природы и познавательную ак-тивность в процессе эксперименти- ро-вания
Развивать визуальную память, глазомер, логическое мышление
Способствовать развитию тактильного восприятия
Побуждать детей выражать словами свои ощущения, делать выводы и обоб-щать свои высказывания
Закрепить навыки работы с увеличитель- ным стеклом
Продолжать совершенствовать разговор- ную и связную речь
Воспитательные Воспитывать дружеские взаимоотноше- ния между детьми, привычку сообща за-ниматься делом
Воспитывать бережное, уважительное отношение к неживой природе
Нацеливать детей на поисковую и твор-ческую деятельность в детском саду и дома
Словарная работа Прочный, ветхий, рукотворный, жёст-кий, плотный, шершавый, шероховатый, галька, окатыш карамзит, графит
Методические приемы: Оргмомент
Игра «Мешочек ощущений»
Прослушивание стихотворения
Беседа
Эксперимент
Тактильное обследование
Рассматривание через лупу
Опыты
Продуктивная деятельность: рисование углём и мелом
Рассказывание по схемам
Материалы и оборудование Камень, «Мешочек ощущений» коллек-ция камней, подносы, сено, прутья, кир-пич, булка, лупы, салфетки, столы, ста-каны с водой, ложки, уголь, мел, бумага, карандаш, набор схем-рисунков, гномы в картинках
Предшествующая работа с детьми
Коммуникация Рассматривание репродукций
Беседы
Составление рассказов
Познание Беседа об образовании гор
Рассматривание иллюстраций
Изготовление модели горного ландшаф-та
Рассматривание глобуса, карты мира
Чтение художественной литературы Чтение программных произведений:
Бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов», П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Заучивание стихотворений
Рассматривание книг
Социализация Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
Труд Сбор камней
Художественное творчество Рисование мелом
Музыка Просмотр мультфильмов
Создание условий для самостоятельной дея-тельности Центр экспериментально-исследова- тельской деятельности
Центр продуктивной деятельности
Центр настольных игр
Взаимодействие с семьей Консультация «Познавательное развитие детей»
Выставка книг
Пополнение коллекции камней
Техническое сопровождение Музыкальный центр
Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола, на нём лежит «Мешочек ощущений» внутри которого лежит большой камень. Дети по очереди просовывают руки с двух сторон в мешочек и ощупывают предмет. Затем делают вывод, что внутри мешочка лежит камень.
Воспитатель читает стихотворение Р. Сефа «Камень».
Учёные нам говорят, что много лет тому назад
В ужасном беспорядке в земле возникли складки.
Хребты, отроги и утёс, и камень,
О который мы когда-нибудь, да разбивали нос.
Воспитатель. Ребята, а где можно найти камни? (В горах, на берегу рек и морей). Правильно, молодцы.
Ребята, а вы хотите узнать о камнях как можно больше? (Да).
Тогда я приглашаю вас к героям сказки Братьев Гримм. Эта сказка о Белоснежке и героях, которые добывают камни в подземелье. Догадались, кто это? (Гномы).
Собирайте в кулачёк свою силу, желание и старание. Мы отправляемся в гости к гномам.
Дети, преодолевая препятствие (пролезают в обруч) заходят в «пе-щеру» (группу).
На столе стоит поднос с булыжниками, соломой и прутьями.
Воспитатель. Знакомьтесь - гном по имени Понедельник. Он любит строить и всё знает о камнях-строителях.
Ребята, вам хотелось бы узнать, почему люди стали строить каменные дома? (Да).
Вспомните английскую сказку «Три поросёнка». Из чего построили братцы-поросята свои домики? (Дети перечисляют).
Давайте построим такие же дома.
Дети строят дома из соломы, прутьев и камней и делают вывод, что самый надежный дом из булыжников и поэтому люди строят дома из камней, они крепкие, надежные и прочные.
Воспитатель. Отправляемся дальше. Гном по имени Вторник, он кол-лекционирует разные камни.
Дети подходят к подносам с камнями, рассматривают их зрительно, с помощью лупы, сравнивают (определяют цвет, форму, поверхность и делают вывод, что камни по цвету и форме бывают разные, а на ощупь гладкими и шероховатыми и имеют разные рисунки).
Воспитатель. В свою лабораторию нас приглашает гном по имени Среда. Он учёный и он проводит разные эксперименты. Хотите поучаствовать в его эксперименте? (Да). Тогда будьте внимательны и аккуратны.
Дети подходят к столам, на которых приготовлены камни, чаши с водой, салфетки.
Опыт № 1. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяже-лый и самый легкий камень и делают вывод, что камни по весу бывают легкие и тяжелые.
Опыт № 2. Определение температуры.
Дети берут камень в ладошку и согревают его, а затем сравнивают с камнем, который лежит в корзинке, и делают вывод, что камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если поло-жить его в воду? (Камень поменяет цвет).
Опыт № 3. Изменение цвета.
Дети кладут камень в воду и наблюдают.
Воспитатель. Пойдем в гости к следующему гному. Гном по имени Четверг, он мастер-художник.
Вы интересуетесь камнями, которыми можно рисовать, писать? (Да). Это мел и уголь, я предлагаю нарисовать мелом, углём (по выбору) рисунок на память гному в его галерею.
Продуктивная деятельность «Рисунок на память».
Воспитатель. Нас приглашает к себе гном –всезнайка Пятница. Он знает о камнях абсолютно всё. Я думаю, что и вы уже успели много узнать о камнях.
Пятница спрашивает вас, когда камень бывает мокрым? Блестящим? Горячим? Шипящим? Интересным? Привлекательным? (Ответы детей).
Затем проводится игровое упражнение «Что лишнее» (на столе лежат булыжник, кирпич, булочка). Найти объект, который не похож на остальные. (По форме – кирпич, по употреблению – булочка.) Что общего между кирпичом и булочкой? Чем они отличаются от булыжника? (булыжник создала природа, а кирпич и булочку сделал человек.)
Воспитатель. Давайте посмотрим на камни и вспомним, что вы сегодня узнали о них. Камни такие разные! А что в них разное, помогут рассказать карточки- схемы.
Дети по схеме рассказывают, какими бывают камни.
Воспитатель. Мы побывали не у всех гномов, к сожалению.
Нам пора возвращаться в группу, но я хочу сказать, что гном Суббота увлекается камнями-талисманами, а гном Воскресенье своё время посвящает драгоценным камням.
И поэтому мне бы хотелось, чтобы вы дома с родителями поговорили о камнях-талисманах и рассмотрели драгоценные камни, а потом в группе поделились своими впечатлениями.
А теперь скажем гномам до свидания (До свидания).
Дети уходят из «пещеры» преодолевая препятствие (обруч).