МААМ-картинки

Конспект занятия «Удивительный мир камней»

Светлана Рогова
Конспект занятия «Удивительный мир камней»

Экспериментирование даёт реальные представления о различных сторонах и свойствах исследуемого объекта. В процессе опытнической деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей и формирование трудовых навыков. Использование схем даёт возможность ещё эффективнее закрепить основные моменты и выводы проделанных экспериментов.  

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия „Удивительный мир камней“» размещена в разделах

Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.

Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.

3. Шкатулка с сокровищами.

4. Синяя, белая ткань.

5. Набор крупного строительного материала.

6. Ящик ощущений.

7. Набор схем – рисунков.

8. Кассета с таинственной музыкой.

9. Шапка ученого.

10. Знаки: вопросительный, восклицательный.

11. Набор камней на каждого ребенка.

12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.

13. Стакан с водой, ложка.

14. Большие подносы.

15. Салфетки маленькие.

16. Салфетки большие.

17. Коробка с ячейками.

18. Алгоритмы исследований.

19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Ход занятия

Воспитатель Ребята, вот так сюрприз, а дверь то закрылась.

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод делают дети: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.) 

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод делают дети: : камни бывают разных размеров.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) 

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод делают дети: : камень может быть гладким и шероховатым.

На карте устанавливается следующий значок.

Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята?

Ответы детей(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)

Воспитатель Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод делают дети: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? 

Ответы детей: (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Вывод делают дети: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? 

Ответы детей: (Версии детей.) он утонет.  

Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель: дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод делают дети : камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти в проектную зону, где дети рассматривают энциклопедию о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать каменный цветок.

Дети направляются за столы, на которых лежат лепестки, которые нужно украсить камнями.

Вывод делают дети : Обмениваются мнением о проделанной работе.

Воспитатель: Дети подходят к крупным строительным материалам и строят каменный цветок, добавляя украшенные лепестки.

  Хозяйка медной горы заходит в зал: ребята вы сегодня меня удивили своими знаниями. Я рада, что вы так много знаете о камнях и их свойствах. Порадовали меня, даже для Данилы – мастера оказалось сложным сделать такой цветок, а вы такие молодцы – справились. Этот цветок будет украшением моего каменного дворца.

А теперь двери по взмаху моей волшебной каменной трости, путь для вас домой открыт.

Воспитатель: Ребята! Интересно работать в лаборатории? А что интересного было в н6ашей лаборатории?

Ответы детей. Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям? Давайте попрощаемся с нашими гостями. Всего вам доброго.  

Воспитатель: Наша работа в лаборатории завершилась. Вам понравились работа в исследовательскойгоры, камни? Вы их полюбили

Использованная литература:

1. Н. А. Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.

2. Н. А. Рыжова “ Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.

3. Т. М. Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.

4. Т. Н. Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа, Москва 2008 г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Удивительный мир камней» Целеполагание: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях. Знакомство детей с разнообразием.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный подводный мир»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный подводный мир» Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы. Тема: «Удивительный подводный мир» Программные задачи: Уточнить и расширить.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мир камней»Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мир камней» Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мир камней» Альбина Тохтаровна Цель: Закрепление умения определять.

Конспект занятия «Удивительный мир театра» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительный мир театра» Программное содержание: Познакомить.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный.

Мини-проект «Этот удивительный мир камней» МИНИ- ПРОЕКТ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ» 1. Вид проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность: краткосрочный (17-28.

Конспект познавательного занятия для дошкольников «Удивительный мир космоса» Познавательное занятие для дошкольников по теме: Удивительный мир космоса Провела воспитатель подготовительной группы Абраменко А. А. МАДОУ.

Конспект занятия «Мир камней» Тема: «Мир камней». Дата: октябрь Програмное содержание: Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление об использовании.

Конспект занятия «Мир камней»Конспект занятия «Мир камней» Тема: «Мир камней». Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление.

Конспект занятия в старшей группе «Удивительный мир вокруг нас» Удивительный мир вокруг нас Конспект занятия в старшей группе Задачи: углубить и обогатить знания детей о природном и социальном окружении;.

Автор публикации:
Конспект занятия «Удивительный мир камней»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 15:50
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД