Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Как рубашка в поле выросла»

Наталия Шестерикова
Конспект занятия в подготовительной группе «Как рубашка в поле выросла»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход НОД:

Дети входят под музыку «Синий лён».

1. Организационный момент

Воспитатель:Ребята,посмотрите,сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети:Доброе утро,мы очень рады вас видеть.

Воспитатель:Ребята,вы сегодня очень красивые,на вас разная,модная, разноцветная одежда. Как вы думаете,зачем люди носят одежду?

Дети:Люди носят одежду,чтобы защищать своё тело от холода,жары,

дождя,быть красивым,нарядным.

Восп. Знаете ли вы,откуда берётся одежда?

Дети:варианты ответов.

Восп:Легко ли создавать одежду?

Ответы детей.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Как рубашка в поле выросла“» размещена в разделах

Восп:Я согласна с тобой. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Я предлагаю вам сегодня посетить музей льна и узнать,как появилась

одежда? (встают около музея).

2. Основная часть занятия

Восп:Ребята,посмотрите,что это?

Дети:Сундук.

Восп:Как вы думаете,для чего нужны сундуки?

Дети:Сундуки нужны,чтобы хранить одежду.

Восп:Интересно,что за тайну сундук хранит?

- Сундук откроется,если вы вспомните пословицы и поговорки об одежде.

Дети: «По одёжке встречают,по уму провожают»,«Не одежда красит

человека,а его добрые дела», «Не украшай платье,а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха,такова и рубаха, «Каков человек,такова и одежда».(объяснить смыл 2 пословиц).

Восп:Вот сундук и открылся. Достаёт льняную рубашку.

Восп: Читает: «Я рубашкаполе выросла.Что за чудеса?Как может

рубашка расти в поле?

Ответы детей.

Восп:Вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мал- малышок в землю зашёл,синюю шапку нашёл,из земли вырастал,весь мир одевал».

Дети отвечают:(лён).

Восп:В старину одежду шили из льняной ткани.

Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундуке.

Просит детей достать другие предметы.

Восп:Что это (дети называют знакомые предметы).

Дети:льняные нитки,семена льна,лоскутки,волокна льна.

Восп:Я предлагаю вам,ребята,пройти за столы и внимательно рас-

смотреть эти предметы на столе.

Дети садятся за столы.

Восп:Возьмите лоскутки ткани. Потрогайте,потяните,какая она на ощупь?

Дети:Ткань плотная,грубая,шершавая.

Восп:Рассмотрите лоскутки под лупой. Что вы видите под лупой?

Из чего сделана ткань?

Дети:Ткань соткана из ниток.

Восп:Посмотрите внимательно,как эти нити расположены?

Дети:варианты ответов. (переплетаются).

Восп:Вытащите одну нить из лоскутка.

Дети вытаскивают нитку.

Восп: Рассмотрите. Потяните нитку. Что можно сказать про нить?

Дети:не рвётся,упругая,крепкая.

Восп:Раскрутите нить. Трудно?

Дети:Да.

Восп:Почему она не рассыпается и не рвётся?

Дети:варианты ответов (свёрнута,скручена,спрядена,соткана).

Восп:Правильно. Нитка скручена.

Восп:Поищите среди предметов то, из чего скрутили нить.

Восп. показывает волокна.

Восп:Что это такое?

Дети:варианты ответов.

Восп:Правильно. Это волокна,из них и делают нитки. У вас на столах лежат волокна. Давайте попробуем скрутить их в пальчиках. Показывает.

Дети повторяют.

Восп:Что мы получили,скручивая волокно?

Дети:нитку,верёвку.

Восп:Чем отличается нитка от волокна?

Дети:Нитки спрядены,а волокно редкое,рыхлое.

Восп:Как вы думаете,из чего образовались волокна?

Ответы детей.

Восп: Выросли они из семян льна. У вас на столах лежат семена.

Рассмотрите их и назовите.

Дети называют:(семя гороха,тыквы,фасоли,льна).

Словесная игра «Назови семя».

Семя из гороха какое (гороховое,из тыквы-тыквенное,из фасоли-

фасолевое,из льна-льняное.

Восп:найдите льняное семя,рассмотрите,потрогайте его и скажите,

какое оно на ощупь,по цвету,размеру?

Дети:маленькое,тёмно-коричневое,блестящее. продолговатое,гладкое.

Восп:Я предлагаю вам пройти в наш музей и узнать,как выращивают лён. (дети встают полукругом).

Фотопрезентация.

1. Весной лён сеяли, приговаривая:

Зародися,мой льнище

И долог и тонок!

2. Прорастает семя и вырастает красивое и нежное растение голубыми цветочками.

3. Отцветёт наш ленок и на стеблях появятся коробочки с семенами. Скажите,в чём образуется зерно у пшеницы,ржи?

Дети:В колосьях.

4:Лён созрел для уборки. Осенью убирают лён,выдёргивая с корнем

(ещё говорят «теребят» лён.) повтор. индивидуально.

5. Вспомните,во что раньше вязали рожь,пшеницу?

Дети:Раньше вязали рожь,пшеницу в снопы.

Восп:Завязывают снопики, приговаривая: «ты удайся,мой беленький ленок», ставят их в поле сушить.

6. Высушенный лён очищают от головок с семенами. Из льняного семя дела-

ют льняное масло. Какое ещё вы знаете масло?

Дети:оливковое,подсолнечное,облепиховое.

Восп:Верно. Эти масла используют в пище и для изготовления лекарств. Лекарство получают,настаивая сухие стебли льна.

7. Ребята,скажите,пожалуйста,как ещё называют сухие стебли?

Дети:солома.

Восп:Правильно. Оставшуюся солому расстилают,вымачивают,потом высушивают. Так делают несколько раз,пока стебли льна не станут мягкими. После этого лён «треплют». Повтор. индивид.

Как вы думаете,для чего треплют лён?

Дети:Чтобы волокна стали мягкими.

8. Потом лён «чешут», как девушка свою косу. При вычёсывании удаляются жёсткие частички.

9. Раньше из вычесанного льна женщины и девушки пряли нити,а сейчас

это делают машины.

Восп:Для чего используют льняные нити?

Дети:Из готовых ниток ткали полотно на ткацком станке,а сейчас ткут

ткани на ткацкой фабрике. Что шьют из ткани?

Дети:Из готовой ткани шили бельё,скатерти,полотенца,одежду.

10. Одежду украшали вышивкой. Вышивка-это не просто украшение,это

оберег человека от злых сил и болезней. О вышивке мы с вами поговорим в

другой раз,когда вы придёте в музей.

Восп:Вот видите,сколько труда вложено,чтобы рубашка на свет появилась! «Лён вымотает-лён и озолотит»-так гласит древняя русская пословица. Повтори пословицу инд.

Восп:После работы шли все от мала до велика в новых рубашках,нарядах

песни петь,да плясать. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

Игра-хоровод «Ленок».

Восп:Ребята, предлагаю вам пройти в другую часть музея.

Встают полукругом около фланелеграфа. (мнемотаблица выращивания льна)

Восп:Вот мы и узнали,как рубашка в поле выросла.

Восп:Ребята,посмотрите на схему и скажите,какие профессии людей нужны,чтобы вырастить рубашку в поле?

Дети:пахарь,прядильщик,чесальщик,ткачиха.

Восп:В наше время профессию людей,занимающихся выращиванием льна,называют льновод. (повтори).

Восп:Льняная ткань славилась тем,что в одежде из этой ткани зимой не холодно,а летом не жарко,тело в ней дышит. Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лён одет,проживёт до ста лет».

Одежду шьют и из других тканей. Давайте вспомним,из каких.

Дидактическая игра «Из чего шьют?»(с платком)

Блуза из шёлка (какая)-шёлковая

Рубашка из льна-льняная

Платье из ситца-ситцевое

Жилет из бархата-бархатный

Юбка из вельвета-вельветовая

Халат из фланели-фланелевый

Штаны из шерсти-шерстяные

Платок из шифона-шифоновый

Майка из трикотажа-трикотажная

Куртка из джинса-джинсовая

Восп:Ребята,скажите,пожалуйста,кто придумывает и создаёт одежду?

(ответы детей)

Восп:Одежду придумывают художники-модельеры,дизайнеры,художники по росписи тканей,закройщик,швея,вышивальщица.

Восп:Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников по росписи тканей.

Я приглашаю вас пройти за столы.

Дети садятся за столы.

Восп:В старину люди носили белую одежду. Когда наступали праздники,людям хотелось выглядеть красивыми,нарядными. Они стали придумывать,как украсить ткань. Раньше красок не было. Как вы думаете,чем окрашивали ткань?

Ответы детей.

Восп:Верно, люди использовали для окрашивания ткани растения, овощи,фрукты,ягоды. Профессию людей,занимающихся окрашиванием

ткани в старину,называли крашенник. (повтор. индив.)

Демонстрация опыта.

Восп. с помощью пинцета окунает лоскуток ткани в отвар луковой шелухи. Посмотрите,что происходит с тканью?

Дети:ткань покрасилась. Верно,вы можете в домашних условиях с

родителями покрасить ткань натуральными красками. Они экологически чистые,безопасные,стойкие.

Восп:Но в старину процесс окрашивания был очень длительный. О

способе приготовления красок в старину я расскажу вам в следующий раз.

Давайте сегодня украсим ткань узорами из натуральных красок-

соком свёклы,моркови,но сначала разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Стирка»(2 раза).

Постираю чисто с толком (трут кулачками)

Рубашку,кофту и футболку. (поочерёдное потирание пальчиков)

Свитерок и брюки.

Устали мои руки. (встряхивают кистями рук).

Восп:Прежде чем начать работу,вспомните правила безопасности при

работе с красками.

Восп:С чего мы начнём работу?

Дети объясняют последовательность выполнения работы,основываясь

на опыте нанесения штампов на бумаге.

Дети наносят узоры на ткань.

Восп:Какие красивые узоры появились на ваших тканях!

Молодцы,ребята,постарались. Вы настоящие художники по росписи тканей.

Вашим работам надо просохнуть. Затем мы сделаем в нашем музее

выставку ваших работ.

-Сейчас я предлагаю вам пройти на ковёр.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

3. Итог занятия. Рефлексия.

Восп:Ребята,скажите,пожалуйста,где вы сегодня побывали,что нового и интересного узнали?

Дети:( примерные ответы:посетили музей льна,мы узнали,как и из чего делают льняную рубашку,рассматривали льняную ткань,льняные нити,семена,учились наносить узоры на ткань с помощью натур. красок).

Восп:В следующий раз,когда вы придёте в музей,мы поговорим с вами

более подробно о вышивке,о способе приготовления красок в старину,

сделаем кукол из льняной ткани.

Восп: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями.

Дети:До свидания,до новых встреч.

Дети уходят под музыку «Синий лён».

Публикации по теме:

Конспект открытого просмотра на тему: «Затерянный город» Программное содержание: • Формировать умение слаженно работать в паре, подгруппе. • Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению.

Конспект занятия по формированию представлений о форме, цвете, величине «В гости к солнышку» Тема: «В гости к солнышку» Цель: формирование представлений о форме, цвете, величине. Задачи: 1. Создавать эмоциональное настроение. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Как рубашка в поле выросла»
Опубликовано: 30 октября 2014 в 08:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Как рубашка в поле выросла»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Шестерикова (УИ 263009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД