Наталия Шестерикова
Конспект занятия в подготовительной группе «Как рубашка в поле выросла»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
Дети входят под музыку «Синий лён».
1. Организационный момент
Воспитатель:Ребята,посмотрите,сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети:Доброе утро,мы очень рады вас видеть.
Воспитатель:Ребята,вы сегодня очень красивые,на вас разная,модная, разноцветная одежда. Как вы думаете,зачем люди носят одежду?
Дети:Люди носят одежду,чтобы защищать своё тело от холода,жары,
дождя,быть красивым,нарядным.
Восп. Знаете ли вы,откуда берётся одежда?
Дети:варианты ответов.
Восп:Легко ли создавать одежду?
Ответы детей.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Как рубашка в поле выросла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Праздник русской рубахи, Петров день, 12 июля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Восп:Я согласна с тобой. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Я предлагаю вам сегодня посетить музей льна и узнать,как появилась
одежда? (встают около музея).
2. Основная часть занятия
Восп:Ребята,посмотрите,что это?
Дети:Сундук.
Восп:Как вы думаете,для чего нужны сундуки?
Дети:Сундуки нужны,чтобы хранить одежду.
Восп:Интересно,что за тайну сундук хранит?
- Сундук откроется,если вы вспомните пословицы и поговорки об одежде.
Дети: «По одёжке встречают,по уму провожают»,«Не одежда красит
человека,а его добрые дела», «Не украшай платье,а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха,такова и рубаха, «Каков человек,такова и одежда».(объяснить смыл 2 пословиц).
Восп:Вот сундук и открылся. Достаёт льняную рубашку.
Восп: Читает: «Я рубашка,в поле выросла.».Что за чудеса?Как может
рубашка расти в поле?
Ответы детей.
Восп:Вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мал- малышок в землю зашёл,синюю шапку нашёл,из земли вырастал,весь мир одевал».
Дети отвечают:(лён).
Восп:В старину одежду шили из льняной ткани.
Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундуке.
Просит детей достать другие предметы.
Восп:Что это (дети называют знакомые предметы).
Дети:льняные нитки,семена льна,лоскутки,волокна льна.
Восп:Я предлагаю вам,ребята,пройти за столы и внимательно рас-
смотреть эти предметы на столе.
Дети садятся за столы.
Восп:Возьмите лоскутки ткани. Потрогайте,потяните,какая она на ощупь?
Дети:Ткань плотная,грубая,шершавая.
Восп:Рассмотрите лоскутки под лупой. Что вы видите под лупой?
Из чего сделана ткань?
Дети:Ткань соткана из ниток.
Восп:Посмотрите внимательно,как эти нити расположены?
Дети:варианты ответов. (переплетаются).
Восп:Вытащите одну нить из лоскутка.
Дети вытаскивают нитку.
Восп: Рассмотрите. Потяните нитку. Что можно сказать про нить?
Дети:не рвётся,упругая,крепкая.
Восп:Раскрутите нить. Трудно?
Дети:Да.
Восп:Почему она не рассыпается и не рвётся?
Дети:варианты ответов (свёрнута,скручена,спрядена,соткана).
Восп:Правильно. Нитка скручена.
Восп:Поищите среди предметов то, из чего скрутили нить.
Восп. показывает волокна.
Восп:Что это такое?
Дети:варианты ответов.
Восп:Правильно. Это волокна,из них и делают нитки. У вас на столах лежат волокна. Давайте попробуем скрутить их в пальчиках. Показывает.
Дети повторяют.
Восп:Что мы получили,скручивая волокно?
Дети:нитку,верёвку.
Восп:Чем отличается нитка от волокна?
Дети:Нитки спрядены,а волокно редкое,рыхлое.
Восп:Как вы думаете,из чего образовались волокна?
Ответы детей.
Восп: Выросли они из семян льна. У вас на столах лежат семена.
Рассмотрите их и назовите.
Дети называют:(семя гороха,тыквы,фасоли,льна).
Словесная игра «Назови семя».
Семя из гороха какое (гороховое,из тыквы-тыквенное,из фасоли-
фасолевое,из льна-льняное.
Восп:найдите льняное семя,рассмотрите,потрогайте его и скажите,
какое оно на ощупь,по цвету,размеру?
Дети:маленькое,тёмно-коричневое,блестящее. продолговатое,гладкое.
Восп:Я предлагаю вам пройти в наш музей и узнать,как выращивают лён. (дети встают полукругом).
Фотопрезентация.
1. Весной лён сеяли, приговаривая:
Зародися,мой льнище
И долог и тонок!
2. Прорастает семя и вырастает красивое и нежное растение голубыми цветочками.
3. Отцветёт наш ленок и на стеблях появятся коробочки с семенами. Скажите,в чём образуется зерно у пшеницы,ржи?
Дети:В колосьях.
4:Лён созрел для уборки. Осенью убирают лён,выдёргивая с корнем
(ещё говорят «теребят» лён.) повтор. индивидуально.
5. Вспомните,во что раньше вязали рожь,пшеницу?
Дети:Раньше вязали рожь,пшеницу в снопы.
Восп:Завязывают снопики, приговаривая: «ты удайся,мой беленький ленок», ставят их в поле сушить.
6. Высушенный лён очищают от головок с семенами. Из льняного семя дела-
ют льняное масло. Какое ещё вы знаете масло?
Дети:оливковое,подсолнечное,облепиховое.
Восп:Верно. Эти масла используют в пище и для изготовления лекарств. Лекарство получают,настаивая сухие стебли льна.
7. Ребята,скажите,пожалуйста,как ещё называют сухие стебли?
Дети:солома.
Восп:Правильно. Оставшуюся солому расстилают,вымачивают,потом высушивают. Так делают несколько раз,пока стебли льна не станут мягкими. После этого лён «треплют». Повтор. индивид.
Как вы думаете,для чего треплют лён?
Дети:Чтобы волокна стали мягкими.
8. Потом лён «чешут», как девушка свою косу. При вычёсывании удаляются жёсткие частички.
9. Раньше из вычесанного льна женщины и девушки пряли нити,а сейчас
это делают машины.
Восп:Для чего используют льняные нити?
Дети:Из готовых ниток ткали полотно на ткацком станке,а сейчас ткут
ткани на ткацкой фабрике. Что шьют из ткани?
Дети:Из готовой ткани шили бельё,скатерти,полотенца,одежду.
10. Одежду украшали вышивкой. Вышивка-это не просто украшение,это
оберег человека от злых сил и болезней. О вышивке мы с вами поговорим в
другой раз,когда вы придёте в музей.
Восп:Вот видите,сколько труда вложено,чтобы рубашка на свет появилась! «Лён вымотает-лён и озолотит»-так гласит древняя русская пословица. Повтори пословицу инд.
Восп:После работы шли все от мала до велика в новых рубашках,нарядах
песни петь,да плясать. Давайте и мы с вами заведём хоровод.
Игра-хоровод «Ленок».
Восп:Ребята, предлагаю вам пройти в другую часть музея.
Встают полукругом около фланелеграфа. (мнемотаблица выращивания льна)
Восп:Вот мы и узнали,как рубашка в поле выросла.
Восп:Ребята,посмотрите на схему и скажите,какие профессии людей нужны,чтобы вырастить рубашку в поле?
Дети:пахарь,прядильщик,чесальщик,ткачиха.
Восп:В наше время профессию людей,занимающихся выращиванием льна,называют льновод. (повтори).
Восп:Льняная ткань славилась тем,что в одежде из этой ткани зимой не холодно,а летом не жарко,тело в ней дышит. Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лён одет,проживёт до ста лет».
Одежду шьют и из других тканей. Давайте вспомним,из каких.
Дидактическая игра «Из чего шьют?»(с платком)
Блуза из шёлка (какая)-шёлковая
Рубашка из льна-льняная
Платье из ситца-ситцевое
Жилет из бархата-бархатный
Юбка из вельвета-вельветовая
Халат из фланели-фланелевый
Штаны из шерсти-шерстяные
Платок из шифона-шифоновый
Майка из трикотажа-трикотажная
Куртка из джинса-джинсовая
Восп:Ребята,скажите,пожалуйста,кто придумывает и создаёт одежду?
(ответы детей)
Восп:Одежду придумывают художники-модельеры,дизайнеры,художники по росписи тканей,закройщик,швея,вышивальщица.
Восп:Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников по росписи тканей.
Я приглашаю вас пройти за столы.
Дети садятся за столы.
Восп:В старину люди носили белую одежду. Когда наступали праздники,людям хотелось выглядеть красивыми,нарядными. Они стали придумывать,как украсить ткань. Раньше красок не было. Как вы думаете,чем окрашивали ткань?
Ответы детей.
Восп:Верно, люди использовали для окрашивания ткани растения, овощи,фрукты,ягоды. Профессию людей,занимающихся окрашиванием
ткани в старину,называли крашенник. (повтор. индив.)
Демонстрация опыта.
Восп. с помощью пинцета окунает лоскуток ткани в отвар луковой шелухи. Посмотрите,что происходит с тканью?
Дети:ткань покрасилась. Верно,вы можете в домашних условиях с
родителями покрасить ткань натуральными красками. Они экологически чистые,безопасные,стойкие.
Восп:Но в старину процесс окрашивания был очень длительный. О
способе приготовления красок в старину я расскажу вам в следующий раз.
Давайте сегодня украсим ткань узорами из натуральных красок-
соком свёклы,моркови,но сначала разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Стирка»(2 раза).
Постираю чисто с толком (трут кулачками)
Рубашку,кофту и футболку. (поочерёдное потирание пальчиков)
Свитерок и брюки.
Устали мои руки. (встряхивают кистями рук).
Восп:Прежде чем начать работу,вспомните правила безопасности при
работе с красками.
Восп:С чего мы начнём работу?
Дети объясняют последовательность выполнения работы,основываясь
на опыте нанесения штампов на бумаге.
Дети наносят узоры на ткань.
Восп:Какие красивые узоры появились на ваших тканях!
Молодцы,ребята,постарались. Вы настоящие художники по росписи тканей.
Вашим работам надо просохнуть. Затем мы сделаем в нашем музее
выставку ваших работ.
-Сейчас я предлагаю вам пройти на ковёр.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Восп:Ребята,скажите,пожалуйста,где вы сегодня побывали,что нового и интересного узнали?
Дети:( примерные ответы:посетили музей льна,мы узнали,как и из чего делают льняную рубашку,рассматривали льняную ткань,льняные нити,семена,учились наносить узоры на ткань с помощью натур. красок).
Восп:В следующий раз,когда вы придёте в музей,мы поговорим с вами
более подробно о вышивке,о способе приготовления красок в старину,
сделаем кукол из льняной ткани.
Восп: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями.
Дети:До свидания,до новых встреч.
Дети уходят под музыку «Синий лён».