МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе

Венера Гилева
Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» (краеведение)

Цель: Расширять представления детей о коренных жителях Кузбасса (телеуты, шорцы). Познакомить с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания в настоящее время.

Задачи:

1. Формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, народах родного края

2. Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Коренные жители Кузбасса“ по краеведению в подготовительной группе» размещена в разделах

3. Развивать уверенность в себе и в своих возможностях;

4. Совершенствовать речь, развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать творческую активность.

5. Воспитывать любовь к своему краю, сплоченности в коллективе, умение действовать согласованно, сообща.

6. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей;

7. Воспитывать любовь к малой родине.

Предварительная работа: работа с географическими картами страны, области, города; Беседа с детьми на тему: «Моя страна - Россия»; Беседа с детьми на тему: «Моя малая родина».

Оборудование:

Презентация «Коренные жители Кузбасса»

Изображения национальных костюмов: шорцев, телеутов.

Изображения с жилищами шорцев и телеутов в разные периоды.

Изображения шаманских бубнов.

Ход занятия.

Добрый утро, ребята!

Давайте встанем все в круг, возьмемся за руки, и подарим друг другу хорошее настроение! Вместе, хором:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Вот здорово, спасибо! Все присаживаются на свои места.

Ребята, вот вы ходите в один детский сад, вам 6-7 лет, и вы скоро пойдете в школу. А что еще у вас общего?

___

А что разного?

___

Ребята, а скажите, мы живем в городе Ленинск-Кузнецкий и называют нас ленинск-кузнечанами, мы живем в Кузбассе, и называют нас кузбассовцами, мы живем в России, и называют нас ___?

А тех кто живет в Польше? Англии? В городах Москва? Новокузнецк?

___

Что больше по площади, Кемеровская область или город Лениниск-Кузнецкий? Почему?

Сибирь или Кемеровская область? Сибирь или Россия?

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские?

Почему, какие еще национальности вы знаете?

___

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть.

В нашей области тоже есть такие народы.

Телеуты и шорцы являются коренными народами Сибири, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает. Об этом написано стихотворение шорской писательницей:

Пусть не вымрет язык моего народа,

На умолкших страницах, застыв навсегда.

В нелюдимой тиши книг, глядящих строго

В молчаливые лабиринты библиотек.

Пусть не скажут о нас: «На шорском наречье

Говорил в Лету канувший древний народ,

Язык диких птиц и зверей понимавший,

Но забыл он мир духов — священный завет».

(Обсуждение непонятных выражений и неизвестных слов)

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (рассказ сопровождается демонстрацией фотографий). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация фото). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении. Это был и врач, и советчик, и мудрец, и провидец, и бюро погоды, а также волшебник. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Сейчас на различных национальных праздниках шаман как и прежде входит в свои обязанности. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус (показать комус). Давайте послушаем сочетание этих инструментов (прослушивание аудио записи).

Какие звуки вы услышали? Различали ли вы когда играл комус, а когда били в бубен? Какие звуки издавал бубен?

Ребята, рассмотрите изображение шамана и обычного человека, в чем различия?

Опишите, что нарисовано на бубне?

Чаще всего изображение на бубне делили на две части – верхнюю и нижнюю. В нижней части изображали прошлое, а в верхней – настоящее. Вот посмотрите, это сюжеты охоты, езда на лошадях, солнце, летящие птицы, лес.

В заключении хочу вам сказать, что мы все разные, и можем быть даже разных национальностей, но в разности наша сила. Не стесняйтесь спрашивать у родителей об обычаях и традициях вашего народа. Мы должны уважать представителей всех народов, быть гостеприимными и честными в нашей дружбе. Много народов и маленьких проживает в России, и даже в нашей области, и всем хватает места. Каждый народ уникален и имеет большую историю и свои традиции.

Ребята, спасибо вам за занятие, мне было с вами очень интересно, надеюсь, что вам тоже!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки Крымской природы»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки Крымской природы» Реализация содержания программы образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Жители космоса»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Жители космоса» Программное содержание: • закрепить знания детей о космосе • формировать познавательные интересы • вызвать интерес к изображению разных.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Мы — жители России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; 2. Актуализировать имеющиеся.

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Осторожно: ядовитые растения и грибы!» Конспект занятия по краеведению. Тема. «Осторожно: ядовитые растения и грибы!» Программное содержание. Закрепить и расширить представления.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе по краеведению «Моя Карелия» Конспект открытого занятия по краеведению в подготовительной к школе группе на тему: «Моя Карелия» Цель: формировать представление детей.

Конспект проведения занятия по экологическому воспитанию в младшей группе «Лесные жители» Программное содержание Образовательные задачи: 1)Формировать у детей интерес к живой природе; 2)Познакомить с дикими животными, живущими.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.

Конспект занятия в средней группе на тему «Жители тундры» Цель: расширить представления детей об особенностях жизни жителей тундры. Задачи:Познакомить детей с образом жизни, бытом коренного населения.

Краткосрочный проект «Коренные народы Приамурья» в подготовительной группе «Лукоморье» Краткосрочный проект «Коренные народы Приамурья» в подготовительной группе «Лукоморье» Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность.

НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по краеведению с элементами продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе
Опубликовано: 16 мая 2019 в 17:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД