Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»

Марина Васильевна Фомина
Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

"Былинные герои – богатыри. "

Цели: Познакомить детей с былинными русским богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, используя картину В. М. Васнецова «Богатыри». Дать представление о нижегородских былинных героях: Никитушка Ломов, девица-красавица Алена. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России.

I. Вводная.

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Былинные герои-богатыри“» размещена в разделах

И поехали раздольицем чистым полем…

А со той горы, да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал…

Выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Дети представляют свой рассказ.

II. Информационная.

1 ребенок. На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

2 ребенок. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

3 ребенок. Третий богатырь – Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

III. Проблемная.

Воспитатель. А как вы думаете, на нашей Нижегородской земле были свои герои и богатыри?

О ком вы знаете легенду? (дети рассказывают легенды, которые они нашли с родителями в литературе исторического характера).

Рассказывает ребенок: «Легенда о Коромысловой башне»

Была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица красавица. И звали ее Аленой. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она ведра на коромысел, а коромысел тот был железный, два пуда весил, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним враги. Заметили возле башни и напали на нее, и в плен хотели ее взять. Вот она видя беду, поставила ведра на землю, взяла коромысел в руки стала укладывать врагов возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их все еще много было. Одолели наконец они девушку, убили ее и похоронили у башни вместе с коромыслом. Но подумали потом, погадали и решили убраться от Нижнего Новгорода подобру-поздорову. «Если девицы в Нижнем такие сильные, – говорили они, – что же нам будет, если ратные люди на нас выступят?» Вот отчего одна башен нашего кремля зовется Коромысловой: возле нее было это побоище.

Воспитатель. Можно ли Алену назвать народной героиней? Почему?

Дети отвечают. Воспитатель предлагает послушать еще одну легенду.

Рассказывает другой ребенок: «Легенда о богатыре-силаче Никитушке Ломове»

Были богатыри-силачи и на нашей земле нижегородской. Давным-давно ходил по Волге силач – бурлак Никитушка Ломов. Плыл он раз по морю, и выпало ему быть дежурным ночью на палубе. Кругом пошаливали разбойники – грабили русских. Товарищи уснули, а Никита Ломов ходил по палубе и посматривал, вдруг увидел лодку с разбойниками, человек двадцать. Он подпустил их, и как только разбойники полезли из лодки на борт, Ломов взял шест (большую палку толщиной в руку, размахнулся вдоль борта и смел их в воду. Вот такой он был сильный. Те, что в лодке остались, пошли на утек, но и их Ломов в покое не оставил: взял якорь, который был пудов 15 (5 мешков песка, и кинул в лодку, лодка с разбойниками утонула.

Воспитатель. Похож ли Никита Ломов на трех былинных богатырей, которых мы с вами видели на картине? Если похож, то чем?

Вот такие силачи жили на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри? Как мы их теперь называем?

Дети. Защитники Отечества.

IV. Стимулирование детских вопросов.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель. Ребята, вы должны, задавая друг другу вопросы, отгадать, что спрятано в сундучке (картинки с изображением оружия богатырей и современного оружия). Сначала назовите этот предмет, а потом скажите, что им можно делать.

(Мечом — рубить, копьем — колоть, из лука — пустить стрелу, из пушки — палить, из автомата — стрелять.)

Далее ко всем изображениям на картинках дети подбирают общее слово «оружие», затем классифицируют оружие на старинное и современное.

Дидактическая игра

Воспитатель. Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные и прилагательные.

Сила — силушка, силища, силенка,

дорога — дороженька, дорожка,

сторона — сторонушка, сторонка,

голова — головушка, головка,

рука — ручища, рученька,

большой — большущий,

сильный — сильнейший,

широкий — широчайший.

Дети предлагают разгадать кроссворд «Доспехи богатырей».

По вертикали:

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный … (щит)

По горизонтали:

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (шлем)

3. Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что, догадались? Конечно же … (меч)

5. …, он вот каков:

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал! (богатырь)

V. Символизация.

Воспитатель предлагает детям «поехать» на площадь Минина (показывает иллюстрации: площадь Минина, памятник Минину и Пожарскому).

Воспитатель. Как называется площадь? В честь кого воздвигнут памятник в сквере? Кто были Минин и Пожарский? Какие памятники защитникам Отечества есть еще в Нижнем Новгороде?

Итог занятия.

Воспитатель. С какими героями-богатырями мы сегодня познакомились?

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Супер-герои в беде» Цель: развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов Задачи: - Продолжать учить самостоятельно составлять и решать.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Сказочные герои в гостях у ребят» Цель: Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования дидактических игр математического.

Конспект НОД по освоению образовательной области «Безопасность» в подготовительной группе «Сказочные герои в опасности» План – конспект совместной деятельности. 1. Тема «Сказочные герои в опасности» 2. Подготовительная группа. 3. Направление: познавательно –.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Былинные герои-богатыри».Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Былинные герои-богатыри». Цель: -познакомить детей с былинными русскими богатырями. Задачи: - познакомить детей с былинными русскими богатырями (Илья Муромец,.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Воспитатель: Склярова В. П. Цель: * Формировать.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Герои нашего времени» Актуальность терроризма, как явления современного мира, не вызывает сомнения. Если XX век можно охарактеризовать с политической точки зрения.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» Интеграция образовательных областей: познание,.

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Конспект занятия «Русские богатыри-былинные герои» Программное содержание: Обучающие задачи: сформировать представление о художественных особенностях былины; расширять и обогащать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»
Опубликовано: 5 октября 2017 в 17:46
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД