МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Осень»

Наталья Кравцова
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Осень»

Цели: развитие связной речи у детей подготовительной группы.

Задачи:

1. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

2. Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.

3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

4. Пополнение активного словаря существительными, сложными словами.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день ребята. Подойдите, ко мне.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Осень“» размещена в разделах

Какой сегодня день?

Хмурый пасмурный или светлый и солнечный?

Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, как можно улучшить настроение?

Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя нa них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Дети:Это осень!

Воспитатель: Сейчас посмотрим с вами, что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

- Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

- Какие цвета он использовал? (много желтых, оранжевых красок.)

- Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они (теплые, радостные веселые)

- Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

-Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

(несколько деревьев).

- Расскажите о них. Какие они? (тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая).

- Дальше, на дальнем плане, что вы видите? (группа березок).

- Такую группу называют «роща». Листочки на этих березках не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

- Какого цвета трава на лугах? (коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень).

- Речка темного цвета? Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Игра «Закончи предложение»

Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла (золотая осень) Осенью листья (желтеют и опадают) Дует осенний (ветер) В лесу растут (грибы) Часто моросит (дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч) 3емля стала похожа на красивый (ковер)Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

— Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: Разминку проведем и немного отдохнем!

Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Воспитатель: Сейчас ещё игра, «Третий лишний», я буду называть слова, а вы попробуйте определить, какое слово не подходит, какое слово «лишнее».

- желтый, красный, синий (синий)

- морковь, свекла, яблоко (яблоко)

- рябина, калина, сосна (сосна)

- берёза, клён, ель (ель)

- оранжевый, жёлтый, голубой (голубой)

- желудь, орех, груша (груша)

Воспитатель: — теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова».

Я буду называть слово, вы должны придумать слова близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное,

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые, Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель:- ребята, назовите осенние месяцы.

Ответы детей:….

в старину осенние месяцы назывались иначе, чем сейчас, вот послушайте:

Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Проведем физминутку "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил. (Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Воспитатель: вот ещё игра: скажи по образцу «Один — много»

(Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Воспитатель: - Продолжаем нашу беседу про осень.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка».

Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4. Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

5. Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

6. Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа. (Груша)

7. Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

8. Без рук, без ног,

А окна открывает? (Ветер)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет» :

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель:— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, не торопясь.

Обведем пунктирные линии, соберем листочки в кучу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Конспект НОД Тема: «Осень» Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: 1. Закрепить умения устанавливать связь между.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень» Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Осень" Цель: Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень»,.

«Стихотворение А. Н. Плещеева «Осень». Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: заучить наизусть стихотворение А. Н. Плещеева «Осень» Дата: 26. 09. 2017г. Виды деятельности: восприятие художественной литературы,.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Золотая осень» для подготовительной группы Тема: «Золотая осень!» Цели: -Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; -Активизировать глагольный словарь по данной теме.

Конспект занятия по развитию речи «Осень» в младшей группе Тема:Составление описательного рассказа об осени на основе стихотворения. Задачи: — связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Тема: Осень Возрастная группа: подготовительная группа Форма НОД: познавательная Форма организации: групповая Средства: Наглядные: иллюстрация.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень. Деревья» Конспект занятия в подготовительной группе. Развитие речи. Тема: «Осень. Деревья» Программное содержание: 1. Уточнить представление об.

План-конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Осень урожайная» .

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Спасение солнышка» Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»- «детский сад 40» Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Осень»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 06:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД