Люция Филипова
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Воздух — это жизнь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух – это жизнь!»
Цель:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования,
- расширять знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление детей о воздухе, его свойствах.
2. Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
3. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
1. 2. Учить детей самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по экологии „Воздух — это жизнь!“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
3. Развивать навыки проведения опытов.
4. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание детей познавать окружающий мир.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
3. Воспитывать умения соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории.
4. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы, приемы:
Словесный метод:
- приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии,
- загадка с целью заинтересовать детей.
Наглядный метод:
- показ слайдов,
- условные картинки на магнитах с изображением носа, рта, уха, сердца, глаза, для составления и фиксации вывода на каждом этапе занятия,
- схема, для составления и фиксации вывода на каждом этапе занятия,
- макет города.
Практический метод:
работа в лаборатории с целью изучения свойств воздуха,
Проблемный метод:
Постановка проблемного вопроса: как в жизни исследовать и показать все эти свойства воздуха?
Оборудование и материалы:
белые халаты, шапочки для проведения опытов;
пластиковые пакеты, шпажки;
пластиковые стаканчики, коктейльные трубочки, салфетки;
6 баночек с ароматизаторами: дольки апельсина, чеснока, кружочки колбасы, огурца, лука, духи;
картонные водолазы на подставке, пластиковые контейнеры с водой;
мандарины, полотенце;
песочные часы;
макеты: город, лес;
магнитная доска;
картинки на магнитах для создания сюжетной композиции «Город будущего»;
воздушные шарики; пироженное «Безе».
Словарная работа:
Знакомство с новыми словами и понятиями, и активизация их в речи детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, безвкусный, бесшумный и т. д.)
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть, и я принесла вам веселое настроение! Ловите его! (воздушное дуновение детям). А еще я принесла интересную загадку. Внимательно послушайте и отгадайте:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
- Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. (Вывешиваем на доске картинку «Воздух»).
Воспитатель:
- Скажите, а зачем нам нужен воздух?
Дети:
Чтобы дышать!
Воспитатель:
-А кто еще дышит воздухом?
Дети:
Животные, растения, живая природа! (Вывешиваем на доске картинку «Сердце» для фиксации вывода).
Воспитатель:
- Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям. Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.
- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети:
- Нет, не видим.
Воспитатель:
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети:
- Воздух невидимый. (Вывешиваем на доске картинку «Глаз» для фиксации вывода).
Воспитатель:
А понюхайте воздух? Он пахнет?
Дети:
- Нет!
Воспитатель:
- Значит, воздух не имеет запаха! (Вывешиваем на доске картинку «Нос» для фиксации вывода).
- Попробуйте воздух на вкус, мы можем определить, какой у него вкус?
Дети:
- Он безвкусный! (Вывешиваем на доске картинку «Рот» для фиксации вывода).
Воспитатель:
- Прислушайтесь? Мы слышим воздух?
Дети:
- Нет! Значит, воздух бесшумный! (Вывешиваем на доске картинку «Ухо» для фиксации вывода).
- А мы можем определить, какого цвета воздух?
Дети:
- Нет!
Воспитатель:
-Значит он какой? Прозрачный, бесцветный! (Вывешиваем на доске картинку «Краски» для фиксации вывода).
Воспитатель:
Вот у нас с вами получилась схема свойств воздуха.
(проговорить с детьми вместе).
Воспитатель:
-А как в жизни исследовать и показать все эти свойства воздуха? (постановка проблемы)
Дети:
-Надо сделать опыты.
Воспитатель:
-Да, для любого исследования надо провести опыты. Я приглашаю вас в лабораторию, где будем проводить опыты.
(звучит мелодия, дети шагают по кругу, затем идут к столам, на которых расположены предметы для проведения опытов).
Воспитатель:
- Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. А что такое лаборатория?
Это помещение, где работают ученые и где много приборов для опытов. Здесь нужно соблюдать правила: соблюдать тишину, быть аккуратными, внимательными, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза. Давайте наденем белые халаты, шапочки на голову, чтобы вы почувствовали себя настоящими учеными - исследователями (дети одевают экипировку, воспитатель посвящает их в ученых).
Воспитатель:
- Что мы сегодня будем делать в лаборатории?
Дети:
-Мы будем делать опыты.
Воспитатель:
-С чем?
Дети:
-С воздухом.
- Итак, начнем наши опыты. Мы с вами уже говорили, что воздух невидимый. А чтобы его увидеть, надо его поймать. Как вы думаете, можно поймать воздух?
Эксперимент №1 "Как поймать воздух?"
Воспитатель:
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Вы его видите? Нет, не видите, но он в пакете! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Вы выпустили воздух.
Вывод: воздух невидимый, чтобы его почувствовать, его надо поймать.
Воспитатель:
- Давайте теперь пройдем дальше. Давайте узнаем, есть ли воздух внутри нас? (ответы детей)
Эксперимент №2 "Видим воздух при помощи трубочки и емкости с водой".
Воспитатель:
- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, сделать вдох, а в другой конец подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха).
Вывод: воздух есть внутри нас.
Эксперимент №3. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.
- Ещё один способ увидеть воздух. В контейнер с водой опускаем человечка на подставке. Перевернем стаканчик строго по вертикали отверстием вниз и аккуратно опустим стаканчик на самое дно. Вода полностью закрыла стаканчик.
Аккуратно вынимаем его из воды. Почему же человечек остался сухой? Потому что в стаканчике воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем стаканчик на дно контейнера и медленно наклоняем его. Воздух вылетает из стаканчика пузырем.
Вывод: Стаканчик только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Воспитатель:
- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент №4 "Слышим воздух"
Воспитатель:
- Можно, если надуть и сдуть шарик. На столе есть воздушные шарики, давайте их немного надуем, потом растянем края и, потихоньку начнем выпускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли шарики)
Вывод: Воздух бесшумный, но его можно услышать.
Воспитатель:
- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).
Эксперимент №5 " Узнай по запаху".
Воспитатель:
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Каждому из вас предлагаю открыть баночку и ощутить запах (в закрытых баночках спрятаны долька апельсина, лук, чеснок, кружочки колбасы, огурца, духи.)
Вы почувствовали запах?
Вывод: чистый воздух не пахнет, но может переносить запахи.
Воспитатель:
- А теперь посмотрим, есть воздух в мандаринках? Нам нужно доказать,
что в кожуре мандарина есть воздух.
Опыт №6. Плавающий мандарин.
Один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул! Почему? Дело в том, что в кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают фрукт из воды. Очищенные мандарины тонут, потому, что нет кожуры — нет и пузырьков воздуха.
Вывод: Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Воспитатель:
- Мы уже говорили о том, что воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохните воздух. Закройте ладошками рот и нос и сосчитайте, кто сколько может продержаться без воздуха.
(Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать)
Воспитатель:
- Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Какое было желание? Открыть нос и вдохнуть воздух. Воздух необходим для жизни : мы дышим и кислород, который содержится в воздухе, поступает в наш организм, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле.
- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
- Давайте пройдем, присядем на стульчики (обратить внимание на посадку детей)
- Посмотрите внимательно на экран (презентация, изображения природы)
-Что мы видим? Лес!
- Какой в лесу воздух? (ответы детей)
- Почему он там чистый? (ответы детей) - В лесу много растений. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Как же можно назвать растения?
Дети:
- Наши помощники, спасатели.
( продолжение презентации: фото с заводами, машинами, мусором со звуковым сопровождением)
- Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? ( ответы детей: загазованный, загрязненный)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.
Воспитатель открывает по очереди контейнеры с макетами и предлагает детям ощутить запах чистого воздуха в лесу и запах загрязненного воздуха в городе.
( Сделать сравнительный анализ: где лучше и легче дышится и почему).
- А сейчас я предлагаю вам построить свой город, в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет города, посмотрите внимательно и подумайте, чего в нем лишнего и чего не хватает, что бы вы добавили? Перед вами различные картинки (с деревьями, цветами, птицами, машинами, заводами, велосипедами, выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе.
(Дети выкладывают композицию под музыкальное сопровождение)
- Почему вы так сделали?
(ответы детей)
Итог:
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим на схему и ещё раз напомним, что мы узнали про воздух, о чем вы расскажете дома, родителям?
Дети:
Воздух нужен всему живому, без воздуха ничто живое не может жить (сердце)
воздух невидимый (глаз)
воздух не пахнет, (нос)
воздух безвкусный (рот)
воздух бесшумный (ухо)
воздух бесцветный (краски)
Воспитатель:
-Вам было интересно? Вам понравилось?
- Я хочу подарить воздушные шарики всем ребятам, которые так хорошо знают, что такое воздух и сладкое угощение – безе, которое называется воздушное, потому что оно легкое, как воздух.