Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Одежда и традиции Донского казачества»

Марина Ивлева
Конспект занятия в подготовительной группе «Одежда и традиции Донского казачества»

Цель: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Донских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях.

Задачи:

-Формировать представление о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.

- Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

-Развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта, чирики, черевички.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Одежда и традиции Донского казачества“» размещена в разделах

Воспитывать интерес к истории Донского казачества.

Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, макет казачьего куреня и подворья, шапка, палка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением казаков и их быта.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Звучит казачья народная песня.

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.

2. Беседа.

Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?

Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?

Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…

Воспитатель: А что означает слово «казак»?

Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.

Воспитатель: Правильно. Императрица Екатерина II подарила казакам землю за верную службу и для охраны южных границ.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на макет. Хата называлась раньше курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье. Повторите.

Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.

Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами.

Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.

Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой символ казачьей вольности и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду куклы и эти иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.

Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове - в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.

Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.

Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.

Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

3. Физкультминутка «Лихой наездник».

Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Лихой наездник». Вы такие же ловкие как казаки.

4. Игра «Надень фуражку»

Мальчик-казачок сидит на стуле. На десять шагов от него отводят водящего. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом (лицом к казачку, дают в руки фуражку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть фуражку на казака.

5. Игра “Перетяжка”

( описание игры: играющие делятся на 2 группы. Вожак одной группы берёт палку, а за него берутся остальные. Другой вожак берётся за ту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают).

6. Игра «Фуражку одеваю — на вопросы отвечаю!»

Воспитатель надевает детям по очереди фуражку и задаё т вопросы:

• Как называется место, где живут казаки? (станица)

• Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)

• Как называли девочек? (казачки)

• Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)

• В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)

• Какую работу по дому выполняла девочка казачка? (помогала матери убирать, готовить, нянчилась с младшими).

- Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)

- Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»

7. Рефлексия.

-О чём говорили сегодня на занятии?

- Какую казачью одежду вы запомнили?

- Как вы думаете, какие детали национального костюма можно использовать в

современной одежде?

Публикации по теме:

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игрКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись»Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись» Конспект открытого занятия – по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебство Донского края - солнечная.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Пришли гости дорогие!» Традиции казачестваКонсультация для родителей «Пришли гости дорогие!» Традиции казачества Кратко из традиций казачьего гостеприимства В культуре казачества гость считался Божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение.

Консультация «Традиции казачества в воспитании казачат» «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте,.

Посвящение в казачата «Традиции и быт Донского казачества»Посвящение в казачата «Традиции и быт Донского казачества» Посвящение в казачата Турнир по истории Донского казачества «Традиции и быт Донского казачества» Интеграция образовательных областей:.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Одежда и традиции Донского казачества»
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 17:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД