МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Светлана Рябко
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Цель занятие : Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой Кубанского казачества (песни, пословицы, язык коренных жителей Кубани); развивать познавательный интерес к истории и быту своего народа. Знакомство с традиционной кухней казаков. Разучивание Кубанской игры.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах

Предварительная работа : Рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.

Методы и приемы:

Художественное слов, вопросы к детям, рассказ воспитателя, слушание народных песен, посещение музея.

Материальное обеспечение:

Мультимедийная установка, презентация «Природа Кубани», слайды о жизни и быте казаков. Продукты для приготовления вареников. Предметы быта казаков (коромысло, макитра, черпак, рушник, чугунок, ухват).

Современные педагогические образовательные технологии:

Информационно-коммуникативные (использование мультимедио-проектора и экрана для показа презентаций)

Ход занятия:

- Под звуки кубанской народной музыки дети проходят в зал, садятся на стулья перед мультимедийным экраном

- На экране отображены слайды о природе Кубани

Воспитатель.

- Ребята, скажите, как называется наша страна?

(Ответы детей)

- А кто знает, как называется край, в котором мы живем?

(Ответы детей)

- Как зовется наша малая Родина?

(Ответы детей)

Кубань родная, нежно воспеваю

Великую красу твоей земли!

Земли святой от края и до края!

Моря, леса, поля, мой край родной. !

- А кто из Вас может сказать, почему наш край называется Кубанью? (это название произошло от главной реки – Кубань.)

- Река Кубань, протекает по всему нашему краю и питает своими водами все поля и луга. Наша река Кирпили берет начало из реки Кубань.

( Слайды: карты Краснодарского края и хутора Беднягина).

- Мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение.

-Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать о том, откуда казаки пришли в эти края.

( Слайд :Памятник Екатерины 2 в городе Краснодаре).

А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской сечи - казаки - запорожцы. Так появились наши предки – казаки на Кубани.

Казаки начали обживать кубанские земли.

Селились казаки вдоль рек.

Каждая семья имела надел земли. (Надел – это участок земли)

Давали надел по количеству казаков (мальчиков) в семье.

Чем больше мальчиков в семье - тем больше земли получала семья.

Раньше все казачьи семьи были многодетны, поэтому многие семьи имели целые поля под огороды и сады. А ещё наделялись наделы – сенокосы, для заготовки сена для лошадей и коров.

Казаки народ трудолюбивый, весь год они трудились на своей земле. Детей с раннего детства приучали к труду. У каждого ребенка было своё дело.

Девочки помогали по хозяйству мамам, а мальчики помогали отцам в поле, пасли коров и лошадей.

(На экране слайд Кубанских казаков на лошадях).

-Конь для казака гораздо больше, чем просто домашнее животное, он был подлинным товарищем от которого зависели успех и сама жизнь казака на войне. В мирное время лошадь была незаменимой помошницей. На лошадях пахали землю, перевозили урожай.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а к пяти годам скакали по степи.

Звучит кубанская народная песня «Распрягайте хлопцы, конэй» в исполнение Кубанского казачьего хора.

-Что можно сказать об этой песни? Какая мелодия?

(Ответы детей)

Ребята, а вы поняли о чем поётся в этой песни?

(Ответы детей)

Да ребята, слова для вас многие не понятны, потому что эта песня поётся на родном кубанском языке – балачке.

Раньше так говорили наши предки. А кто такие предки?

(Ответы детей)

Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.

Значит так говорили наши прабабушки и прадедушки. Язык этот ближе к украинскому языку, но много и русских слов. В народе этот говор (ДЕАЛЕКТ) называется - балачка.

Потому что на кубанском деалекте слово балакать – значит разговаривать.

Сейчас так не балакают. В детском саду и школе сейчас нас учат правильному русскому языку, но мы должны знать значение этих слов, чтобы понимать песни и поговорки наших предков.

Я являюсь носителем балачки, так как я коренная жительница Кубани.

И сегодня я познакомлю с некоторыми словами.

Многие из вас слышали такие пословицы:

ТЕРПЫ КАЗАК- АТАМАНОМ БУДЫШЬ.

ЯК ЧЕЛОВИК ИСТЬ- ТАК ВИН И РОБЭ.

СТАРИХ ПОЧИТАЙ –МОЛОДЫХ ПОУЧАЙ.

У ХОРОШЕГО ХОЗЯИНА И СВИНКА ГОСПОДЫНКА.

КРАСНА ДИВКА КОСАМЫ,А ХАТА ПЫРОГАМЫ.

(На экране появляются слайды «Кубанская хата»).

-Сейчас,ребята, я познакомлю вас с бытом казаков. Как жили наши предки.

-Как называется дом казака?

(ответы детей)

Казаки народ дружный и трудолюбивый. На строительство хаты собирались всем хутором-гуртом (все вместе).

Хаты строили из самана. Саман –это строительный материал, который делали из глины, соломы, воды. Месили саман лошади. При помощи деревянной формы из самана лепили кирпичи, а за тем давали им хорошенько

просохнуть. Из саманных кирпичей складывали хату.

-Каким материалом казаки крыли крыши своих хат?

(Ответы детей)

-Правильно, крыши крыли камышом и соломой.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.

Чаще всего хата делилась на две комнаты: передняя и светлыца.

В передней хате стояла большая печь,потому что казаки говорили

БЕЗ ПЕЧИ, ХАТА- НЕ ХАТА.

-А как вы думаете, для чего нужна такая большая печь в хате?

(Ответы детей)

-Правильно, печь нужна не только для обогрева в холодные времена. На печи сушили промокшую одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбу. А ещё на печи можно было спать. Для этого делалась лежанка.

(На экране слайды «Русская печь»)

-Самое главное печь нужна для приготовления пищи, печь хлеб и пироги.

Н а середине хаты стоял большой стол. На этом столе казачки готовили еду, а после собиралась вся большая семья кушать (исты).

-Ребята, все вы знаете, что у нас в детском саду есть мини –музей «Кубанская хата», где представлена посуда и предметы, которыми пользовались наши предки.

(Дети проходят в музей. Около порога весит коромысло).

-Кто мне подскажет что это такое?

(Ответы детей).

-Раньше водопровода не было и воду приходилось носить из речки, из крыныци, из колодца, а помогало казачкам вот это коромысло. (Показать как пользоваться коромыслом).

На входе стоит макитра с водой,а на стене висит черпак.

-Из макитры черпаком хозяйки набирали воду и поливали на руки казаку и казачатам. А вытирались они вот таким рушником. РУШНИКИ были вышиты красивым кубанским орнаментом (причудливое дерево, букет цветов, жар – птицы).

-Вот мы подошли к печке.

ПЕЧЬ ВСЕМУ ДОМУ КОРМИЛИЦА.

Весь день печка пыхтит, старается. А какую пищу можно приготовить?

( ответы детей :борщ, узвар, испечь хлеб и пампушки).

-Скажите пожалуйста,а в чём всё это можно приготовить? (чугунке)

-Правильно, раньше все готовили в чугунках. А назвали его так,потому что сделан он из чугуна. Посмотрите какой он тяжелый.

Обратите внимание,что у чугунка нет ручек,его надо ставить в печь и доставать из печи горячим. Как же быть? (Ответы детей)

-Правильно, для этого есть рогач или ухват.

Рогат, да не бык

Хватает,да не ест.

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

(Показать как пользоваться ухватом).

-Вот познакомились с бытом казаков. Посмотрели как жили наши предки.

-А теперь я хочу научить вас готовить ещё одно любимое кубанское блюдо

Называется оно ВАРЕНЫЧКИ.

(Под песню «Варенычки» в исполнении Кубанского хора, дети проходят в группу и садятся за длинный стол).

-Ребята, а ваши мамы и бабушки готовят дома вареники?

-Да

-А какие бывают вареники?

-С творогом, клубникой,вишней, капустой.

-Это очень хорошо, ребята, что в вашей семье сохранилась традиция лепить вареники.

-Сейчас мы все гуртом (вместе) будем лепить варенычки с картошкой.

-Кто скажет, что нам нужно для приготовления?

-Тесто и начинка.

(Вместе с детьми лепим вареники. Готовые вареники сложить на дощечки.).

-Яки гарни варенычки у вас получились.

-Слово гарно на Кубанском языке (деалекте) означает красиво.

-А пока наши вареники будут вариться,мы разучим Кубанскую игру

«ВАРЕНЫЧКИ».

Ход игры :

Дети делятся на две команды: Девчата и Хлопцы.

Каждая команда получает по деревянной ложке и миску с «варенычками» (шарики для тенесса).

Ребята по команде,под музыку переносят «вареники» в чугунок.

Побеждает команда,которая быстрее перенесёт все «вареники».

Дети приглашаются к столу покуштувать (попробовать) свои вареники.

Итог :Очём сегодня говорили? Что узнали нового? Какие новые слова запомнили? Чем занимались? Чему научились?

Прикреплённые файлы:

kuban_bdfa8.pptx | 5535,52 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Праздник кубанского каравая в подготовительной группе»Фотоотчёт «Праздник кубанского каравая в подготовительной группе» " Здрасьте, гости жданные, Гости званные и желанные!. По старому Кубанскому обычаю Усим гостям поклон наш низкий! С добрым словом и любовью,.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов». Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов». Задачи: - закреплять знания детей о названии.

Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества» Конспект интегрированного занятия (подготовительная группа) Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества» Цель: Воспитывать любовь к малой.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси» подготовила Матусяк Н. И., воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13" г. Сергиев Посад Московская область Цель: приобщать детей.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Цель занятие: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой Кубанского казачества (песни, пословицы, язык коренных жителей.

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции» Цель занятия: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт Донского казачества» НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Традиции и быт Донского казачества» Подготовил старший воспитатель МБДОУ детский.

Конспект занятия «Традиционная одежда кубанского казака и казачки» Название: Тематическое занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста. Автор методической разработки:.

Традиции донского казачества живы — фотоотчетТрадиции донского казачества живы — фотоотчет Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной.

Традиции донского казачества живы (продолжение)Традиции донского казачества живы (продолжение) Но самый волнующий момент наступил, когда после благословения отца Димитрия, и под казачьи песни, прозвучавшие в исполнении приглашенных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 6 января 2017 в 21:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД