Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Животный мир Арктики и Антарктики»

Михайлова Лариса
Конспект занятия в подготовительной группе «Животный мир Арктики и Антарктики»

Цель:Создание условий для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы Арктики и Антарктики.

Задачи:

Обучающие:

-Формировать познавательную активность детей в освоении нового материала.

-Формировать представления об особенностях природы и образе жизни животных Арктики и Антарктики.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Животный мир Арктики и Антарктики“» размещена в разделах

- Формирование умения классифицировать животных Арктики и Антарктики.

-Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности, учить проводить самостоятельно опыты.

Развивающие:

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера"

Воспитательные:

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Виды детской деятельности в НОД:

- коммуникативная (беседа, ответы на вопросы);

- двигательная (физкультминутка, пальчиковая гимнастика);

- познавательно – исследовательская (просмотр презентации);

- чтение художественной литературы (стихи, загадки);

- продуктивная (работа с обучающими заданиями);

- игровая (словесные игры).

Материалы и оборудование: презентация «Животный мир Арктики и Антарктики», проектор, загадки о животных севера, глобус, задания.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.

I. Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.

Что это такое? (Глобус)

-Кто из Вас ребята может рассказать, что такое глобус? (Рассказ ребенка).

Воспитатель. Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.

Посмотрите на глобус. Какой формы Земля? Ответы детей. (Шар)

Какой основной цвет нашей планеты?

Ответы детей (Голубой)

А что он обозначает?

Ответы детей (большая часть планеты занята морями и океанами)

Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Ответы детей (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески, белый- льды.

Ребята, посмотрите белый медведь показался? Почему он именно здесь находится? (Он живет в Арктике)

А внизу пингвин? (А пингвин в Антрактиде).

Кто из вас может рассказать об этих природных зонах? Где расположены, о климатических условиях, животном и растительном мире).

На самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика. Арктика –это зона островов, лежащая около северного полюса. Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова)

Сигнал SOS.

Ребята, что это за сигнал? (кто- то просит помощи)

Смотрим на экран. (Семья Почемучек приземлилась на неизвестную территорию, пульт их машины времени вышел из строя - им холодно, дует метель, вокруг лед и снег, темно). Смотрим видео, которое прислали нам Почемучки, что это ЗА ПРИРОДНАЯ ЗОНА?

Кто может помочь?

Ребята мы с вами первые услышали сигнал о помощи! Если не помочь семье профессора Пабло и Пенелопы, они могут погибнуть! Какие у вас будут предложения? Что делать?

Ребята, у меня к вам предложение, дело в том, что девочка Женя мне подарила2 лепестка цветика-семицветика, мы можем сказать волшебные слова, и побывать в Арктике и Антарктиде и помочь семье Почемучек! Готовы к путешествию? Ой, а там же холодно, на термометре сейчас 40 градусов по Цельсию. Надо тепло одеться.

Мы на север собираемся,

Потеплее одеваемся.

Надеваем мы штанишки,

Не замёрзли чтоб детишки.

Тёплые носки на ноги,

Не замёрзнуть чтоб в дороге.

Обуваем мы сапожки,

Не замёрзнут наши ножки.

Надеваем свитерок,

Чтоб от холода берёг.

Сверху - тёплое пальто –

Не замёрзнем ни за что!

Рукавички надеваем,

Шапочку не забываем.

Мягкий шарф в мороз согреет

Подбородок, грудь и шею.

Воспитатель берет Лепесток, кружимся и говорим слова.

Звуки метели.

-Ой, ребята, как холодно,

Физминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.

Присаживаемся на стульчики. Мы очутились в лаборатории научных исследователей этой местности! Смотрим на экран. Нам надо связаться с Почемучками.

Компьютер машины времени заработает в том случае, если он будет заполнен информацией об Арктике и Антарктике! Это могут сделать только умные дети. Если таковые найдутся, они будут посвящены в Отряд Почемучек и смогут с этой командой путешествовать по всем точкам Земного шара. Ребята попробуем выполнить задания?

ЗАДАНИЯ.

Слайд №1.

«Мозговой штурм»

1. «Северный Ледовитый… (Океан.)

2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)

3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)

4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)

5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)

6. Когда птиц много и все кричат, как это называют? (Птичий базар.)

Слайд №2/

Животные и птицы Северного и Южного полюсов перемешались. Надо срочно расселить их по домам.

Слайд №3.

Загадки. ( Заранее выучили: Арина, Кира, Ваня, София)

Слайд №4.

Рассказать о животных. (Домашнее задание)

Белый медведь (Илья насказывает по интеллекткарте)

Пингвин (Настя Щербинина – раскладка)

СЛАЙД 5. Полярное сияние.

Упражнения на внимание.

Полярная сова (Милана Прокофьева- раскладка)

Малоподвижная игра. «Океан волнуется раз…»

Тюлень (Настя Минченкова – раскладка)

Северный олень (Ангелина- раскладка)

Слайд №6.

«Назови семью»

Слайд №7.

Склоняем слова. 1-5. Встали в круг (кидаю мяч, называю слово, дети говорят по очереди 1-песец, 2-песца, 3-песца, 4-песца, 5-песцов; медуза; лемминг, буревестник).

Слайд 8.

Составь предложение по схеме со словами: пингвин, ягель (повествовательное, восклицательное, вопросительное).

Слайд 9.

Работа на листках бумаги по подгруппам :

(ЗКР, «Покажи стрелками, кто чем питается», «Измерь каждого пингвина и впиши в клеточки его рост»

«Кто лишний в каждом ряду»)

Машина времени заработала. Мы с Вами спасли семью Почемучек. Почемучки прислали бейджи с эмблемой «Знатоки Географии» и прощаются на некоторое время!

А сейчас пришло время вернуться в детский сад. Достаем лепесток и возвращаемся (Говорим слова).

- Вот мы и в детском саду. Как тепло и светло у нас. Понравилось

Ребята! Как Вы думаете куда в следующий раз мы с Вами отправимся?

оспитатель. (показывает глобус) Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.

Посмотрите на глобус. Какой формы Земля?

Ответы детей. (Шар)

Какой основной цвет нашей планеты?

Ответы детей (Голубой)

А что он обозначает?

Ответы детей (большая часть планеты занята морями и океанами)

Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Ответы детей (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).

ию, Надо тепло одеться.

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: время года зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: солнце светит, но не греет; длинные ночи и короткие дни; сильные морозы; земля покрыта снегом, реки покрыты льдом; бывают метели;

Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

Дети: на Северном полюсе, в Антарктиде, на севере.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?

Дети: место, где всегда зима, где всегда холодно.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: на санках, на снегокате, на лыжах.

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю слайд). Это уменьшенная модель Земли.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. Северный полюс – это ледяная пустыня, здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. Животные хорошо приспособлены к жизни, они большие по величине, покрыты слоем жира, и это не дает им замерзать.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.

Воспитатель: А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере. (слайды из презентации с фотографиями животных и интересными фактами).

Пальчиковая гимнастика «Назови детенышей»

Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя – медвежонок, загибают пальчики, начиная с большого пальца.

У тюленя – тюлененок,

У пингвина – пингвиненок,

У оленя – олененок.

У моржа сынок – моржонок,

Детям северной лисицы

Дома вовсе не сидится!

3. Затруднение ситуации

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру "Скажи ответ" (слайды с ответами на загадки в презентации).

1. Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм (Белый медведь.)

2. Толстый в складку богатырь-

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой? (Морж.)

3. Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть,

Брюшко беленькое есть:

Он на льдине не один

И зовут его… (Пингвин.)

4. В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и крыс.

Лис умеет строить город:

Лабиринт из многих норок,

А в пургу живёт в сугробах,

Но поймать его попробуй:

Он зимой белее снега,

Чтоб удобней было бегать.

Невидимка в белой шубке-

Хищник остренькие зубки.

Лис охотник и хитрец

Называется …. (Песец.)

5. Эта птица, тоже хищник,

В тундре северной живет.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив ее полет.

Чисто – белым опереньем

Сплошь покрыта с головой.

А в учебниках зовется

Она… (Полярная сова.)

6. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень.)

4. Включение способа действий в систему знаний и умений.

Воспитатель: А теперь, хочу вам предложить заняться интересным делом, оно помогает нашему мозгу, тренирует его. Это кроссворд. Давайте отгадаем кроссворд.

«Разгадайте кроссворд»

1. «Северный Ледовитый… (Океан.)

2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)

3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)

4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)

5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)

6. Когда птиц много и все кричат, как это называют? (Птичий базар.)

7. Здесь живет Умка? (Арктика.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с кроссвордом, и теперь ваш мозг натренированный.

5 Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось оно? (ответы детей.)

Воспитатель: Тогда, ответьте на несколько вопросов. Где находиться Арктика? (На Северном полюсе.) Что вы, можете рассказать об Арктике? (Там очень холодно, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике? (Моржа, белого медведя, полярного волка, полярную сову, песца, северного оленя, китов.) Почему эти животные могут жить в Арктике? (Имеют толстый подкожный жир, умеют хорошо плавать и нырять, питаются рыбой, у многих животных пушистый, белый, теплый мех, который делает их незаметными на снегу.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Спасибо.

од занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Введение в тему. Воспитатель загадывает загадку.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

3. Беседа.

Воспитатель: - Но где же находятся полюса? Это мы можем вспомнить, если

рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.

Дети: - В верхней части глобуса, на макушке. (Показывают на глобусе.)

Воспитатель: Как называется противоположная часть земли?

Дети: - Антарктида.

Воспитатель: - Проходим за столы и продолжаем беседу.

- Чем похожи эти районы?

Дети: - Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Воспитатель: - Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры.

Воспитатель: - Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Дети: - Обитаемы.

Воспитатель: - Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и расселим по своим домам. (На столах лежат плоскостные фигурки животных)

4. Игра «Кто где живет?» (проводит воспитатель).

Дети «расселяют» плоскостные фигурки животных по полюсам на глобусе (на магнитах).

5. Беседа. Составление предложений.

Воспитатель. - Чем питаются эти животные?

Дети. - Медведь питается рыбой. Олень питается мхом. Пингвин питается рыбой.

Воспитатель. - Почему животные не мерзнут?

Дети. - У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц – перья и пух.

1. 6. Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло».

Беседа.

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали о пингвинёнке Лоло? Где живет его семья?

Дети: - В Антарктиде.

Воспитатель: - Сейчас мы отправимся в гости к пингвинёнку Лоло.

(Просмотр отрывка «Воспитатель и пингвинята»). (Слайд 2).

Воспитатель: - О каких врагах рассказывал пингвинятам воспитатель?

Дети: - На суше - поморники, на море - касатка и морской леопард.

Воспитатель: - А друзья у пингвинов есть?

Дети: - Голубой кит, морской слон.

7. Игра «Какой, какая?». Образование сложных прилагательных.

Воспитатель: - У морского слона вместо ног ласты, значит он какой? - морской слон ластоногий.

У касатки острые зубы -. (касатка острозубая).

У морского леопарда длинные усы -. (морской леопард длинноусый).

У пингвина черные крылья -. (пингвин чернокрылый).

У кита большой рот -. (кит большеротый).

У моржа толстая кожа -. (морж толстокожий).

1. Музыкальная физкультурная минутка «Жили - были три пингвина». (Слайд 3).

2. Игра «Составь слово из букв».

Воспитатель: - А вы слышали о медвежонке Умке? Где живет он со своей мамой медведицей?

Дети: - На севере.

Воспитатель: - Сейчас мы посмотрим отрывок из м/ф, который так и называется «Умка». Но сначала мы составим из букв название м/ф. (Из демонстрационных букв четыре ребёнка составляют слово Умка, а другие на столах выкладывают это слово буквами из разрезной азбуки. (Повторение «Заглавная буква»). Молодцы!

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Умка» («Умка ловит рыбу»). (Слайд 4).

11. Глазная гимнастика.

Воспитатель: подвигайте глазными яблоками вправо-влево;

часто поморгайте глазами;

зажмурьте глаза и откройте их (несколько раз).

12. Воспитатель: - Чему и как медведица учила медвежонка?

Дети: - Медведица учила Умку ловить рыбу, закрывая лапой чёрный нос.

Игра «Ловись рыбка».

Воспитатель: - Ребята, получилось у медвежонка поймать рыбу? Давайте ему поможем и сами узнаем, какая рыба живёт в холодных морях.

Дети читают слоги и составляют из них слова: пи-кша, ка-мба-ла, па-лтус.

(На ковре в обручах - «прорубях»). На экране появляются картинки рыб.

(Слайды 5, 6, 7).

Молодцы!

13. Воспитатель проводит игру «Да! - Нет!» (дети стоят).

Педагог называет разных животных. Если животное живёт в холодных краях, дети кричат: «Да!», если нет, то дети кричат: «Нет!» (Тюлень, северный олень, лось, кит, полярная сова, ёж, морж, белка, ворона, поморник, камбала.)

Молодцы!

14. Итог.

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Животные Арктики и Антарктиды» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Животные Арктики и Антарктиды» Образовательные области: познавательное и речевое развитие. Раздел:.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–6 лет «Животный мир полярных районов»Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–6 лет «Животный мир полярных районов» Тема: «Животный мир полярных районов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Виды детской деятельности:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Расколдуем Василису Прекрасную» по теме «Животный мир Крыма» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Расколдуем Василису Прекрасную» по теме «Животный мир Крыма» в старшей группе Цель. Закрепление знаний об особенностях животного мира Крыма. Задачи: - учить использовать полученные ранее знания при выполнении поставленных.

Конспект НОД в средней группе область по речевому развитию «Животный мир осенью»Конспект НОД в средней группе область по речевому развитию «Животный мир осенью» Цель: Активизировать речевую деятельность детей через игровую деятельность, продолжая обогащать словарный запас по теме. Обобщать представления.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Макет «Мир Арктики»Макет «Мир Арктики» Макет «Мир Арктики» Воспитатель Пичугина Елена Викторовна В программе Крыловой Н. М. «Детский сад – Дом Радости» знакомим детей старшей.

Мастер-класс по созданию макета «Животные Арктики»Мастер-класс по созданию макета «Животные Арктики» Макет «Животные Арктики» Представляю вашему вниманию макет «Животные Арктики».Для того, чтобы сделать макет нам понадобятся: • Обувная.

Музеи Санкт-Петербурга. Музей Арктики и АнтарктикиМузеи Санкт-Петербурга. Музей Арктики и Антарктики Мы не ставили своей целью посетить этот музей. Но, когда были в музее Хлеба, нам подсказали, что музей Арктики и Антарктики совсем недалеко.

Животный мир Арктики. НОД в подготовительной группеЖивотный мир Арктики. НОД в подготовительной группе Животный мир Арктики. НОД в подготовительной группе. Цель: закрепить знания детей об особенностях природы; проживающих животных. Задачи:.

НОД в старшей группе «Животный мир Воронежского заповедника»НОД в старшей группе «Животный мир Воронежского заповедника» Пояснительная записка. Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, а так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Животный мир Арктики и Антарктики»
Опубликовано: 22 января 2022 в 21:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД