Инна Дурягина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе детского сада «Я — ребенок, имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 21 «Росинка» комбинированного вида
Методическая разработка
Тема разработки: «Я – ребенок, имею право».
Форма проведения дела: занятие (организованная образовательная деятельность) по ознакомлению с окружающим миром
Адресат: воспитанники подготовительной к школе группы
Автор, разработчик, составитель:
Дурягина Инна Сергеевна
воспитатель подготовительной
к школе группы
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе детского сада „Я — ребенок, имею право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
г. Лыткарино
2014 год
Пояснительная записка
С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей традиции развития человеческого общества.
Правовое воспитание нужно начинать с дошкольного возраста, пока личность ребёнка ещё самобытна и незакомплексована.
В методической разработке в качестве оценки проведённой работы с детьми представлено занятие по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В доступной игровой форме происходит знакомство детей с их правами. В форме игры или беседы у детей формируется правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, ведь дети станут взрослыми. Уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в обществе и имеющем равные с взрослыми права, обязанности и свободы. Эти права защищены международными правовыми актами.
«Я – ребенок, имею право»
Образовательные задачи:
• Закрепление знаний детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).
• Развитие умения анализировать, рассуждать, делать выводы.
• Формирование уважительного, заботливого отношения к близким, родным людям.
• Формирование основ здорового образа жизни, умения заботиться о своем здоровье.
• Совершенствование умения отгадывания загадок
Развивающие задачи:
• Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.
• Развитие словарного запаса (отстоять права, выполнять обязанности, знак «SOS», логического мышления, сообразительности.
• Развитие правого мировоззрения и представления о нравственности.
• Расширение кругозора детей.
Воспитательные задачи:
• Воспитание сочувствия, желания помочь другим людям.
Демонстрационный материал: письмо, волшебный сундучок с картинками о правах ребенка, образец свидетельства о рождении ребенка, мягкая игрушка.
Раздаточный материал: памятка для детей и их родителей о правах ребенка
Предварительная работа: знакомство с Конвенцией о правах ребенка, проведение занятий о правах детей, чтение сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино», разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка.
Методы: Игровой, словесный, наглядно-практический.
Приемы: Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, сюрпризный момент, дидактическая игра.
I. Организационный момент
Дети встают в круг и повторяют все вместе:
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Дети садятся на свои места.
II. Ход занятия
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правах детей, то есть о ваших правах. Права – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста. Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их.
Раздается стук и в дверь осторожно просовывается большой конверт.
Воспитатель (выглядывает за дверь, затем обращается к детям): Что за чудеса? За дверью никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес есть. Давайте прочитаем, кому это письмо предназначено. (Читает). «SOS! Срочно. Куда: Россия, Московская область, г. Лыткарино, квартал 3а, дом 14. Кому: Воспитанникам подготовительной к школе группы № 5. Откуда: Сказочная страна». Дети, а кто знает что обозначает «SOS»?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что же случилось. «Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Чипполино. Я пишу вам из Сказочной страны, в которой живу со своим отцом Чипполоне и семью братьями. У нас в стране приключилась беда. Наш правитель принц Лимон хочет, чтобы ему все подчинялись и постоянно вводит новые налоги с населения, которые ущемляют наши права, такие как налог на воздух, осадки и солнце. Противостоять ему могут только те, кто знает Конвенцию «О правах ребёнка», но мы не знаем что это такое. Помогите нам, пожалуйста».
Ребята, что будем делать?
(Ответы детей).
Воспитатель: Тогда давайте разбираться по порядку. У меня есть волшебный сундучок, давайте посмотрим, что же в нем находится? (заглядывает в сундучок) Тут какие-то картинки. Они нам помогут обозначить и узнать лучше свои права. (Достает картинку (приложение № 1, показывает детям). Как вы думаете, какое это право?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Все дети имеют право на жизнь. У каждого из вас своя жизнь и никто не может покушаться на нее. А кто подарил вам жизнь?
(Ответы детей).
Воспитатель: Каждого человека, появившегося на свет, называют «Дитя мира!». Вы имеете право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы рождены для того, чтобы быть образованными гражданами своей страны.
Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 2): Каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.
Ребенок 1 читает стихотворение: Дорожите именем своим –
Имена даются не случайно.
В них простая маленькая тайна.
Дорожите именем своим!
Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает образец (приложение № 3). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Давайте поиграем в игру «Скажи имя ласково» (проводится игра в кругу, передается мягкая игрушка).
Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 4): Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!
Ребенок 2 читает стихотворение: Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач,
Вам поможет только врач!
Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицинский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью. Как, подскажите? (Ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, молодцы!
Ребенок 3 читает стихотворение:
Медицинский персонал
Нам здоровье сохранял,
И прививки, и зеленка –
Самый лучший друг ребенка!
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнем и разомнем наши ручки.
Физ. минутка «Все будет хорошо»
(Дети встают в круг, берутся за руки)
В небе солнышко взошло (поднимают руки)
И всем улыбнулось (опускают руки, улыбаются).
Нам вдруг стало хорошо (руки к сердцу)
И больше не взгрустнулось (руки на плечи друг другу).
(Садятся на места).
Воспитатель: Молодцы, садитесь. (Достает следующую картинку (приложение № 5): Ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок имеет право учиться в школе, писать, читать. И у вас есть «волшебные друзья», а что это вы узнаете, отгадав загадку:
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает».
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, книги помогают вам развивать свое мышление, сообразительность, фантазию, а главное, хорошо учиться.
Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 6): Ребенок имеет право на отдых и досуг. Каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам. Скажите ребята, какие кружки вы посещаете после детского сада?
(Ответы детей).
Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 7): Все дети имеют одинаковые права не зависимо от возраста, пола, религии и цвета кожи. Каждый ребенок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Россия - многонациональное государство, в котором живут много разных народов: русские, татары, евреи, чуваши, осетины, чукчи и другие. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг к другу в гости, вместе играть и учиться.
Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 8): Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Взрослые должны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушаться своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости.
Воспитатель: Ребята, вот мы и показали принцу Лимону, что знаем многое из Конвенции «О правах ребенка». А когда люди знают и выполняют свои права и обязанности, жизнь становится веселей и добрей. Я желаю вам, чтобы в нашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все выполняли свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте о своих обязанностях. А чтобы, вы о них не забывали, я подготовила для вас и ваших родителей памятки о правах ребенка (раздает детям памятки (приложение № 9).
Подведение итогов занятия
Список литературы
1. Астахов П. А. Детям о праве. Я и семья. – М. : Эксмо, 2009. – 80 с.
2. Астахов П. А. Детям о праве. Я отдыхаю. – М. : Эксмо, 2010. – 96 с.
3. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
4. Зеленова, Н. Г. Осипова Я – ребенок, и я…и я имею право. – М. : Скрипторий 2003, 2013. – 96 с.
5. Конвенция о правах ребёнка Принята резолюцией №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу для России 15.09.1990г.