Гончарова Ирина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение детей составлению творческого рассказа по картине Васнецова»
Цель.
Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания представления: воспитывать умение придумывать события, предшествовавшие изображё нным и последующие: высказывать своё отношение к ней, активизировать применение сложноподчинённых предложений, используя в своей речи сравнения и эпитеты.
Грамматика и словарь:
Научить применять в речи образные выражения, обогащать словарный запас детей, уточнять понимание слов и выражений: мочи нет, омут, бедность, печаль, «дрожит как осиновый лист».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Обучение детей составлению творческого рассказа по картине Васнецова“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивать мышление при помощи мнемотаблицы.
Помочь детям выделит главное в произведении, дать психологическую характеристику образу Алёнушки (грустная печальная, скорбная)
Предварительная работа:
Знакомство детей с творчеством художника В. М. Васнецова, рассматривание картины «Алёнушка», чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Материал: Картина В. М. Васнецова «Алёнушка»,
мнемодорожки, «шапка - невидимка» : кроссворд.
Содержание занятия :
Педагог:
Сегодня мы отправляемся с вами в мир русских народных сказок. Какие волшебные сказки вы знаете? (ответ детей)
Педагог:
Кто знает, что такое сказка? (от слова * сказывать*, в сказке много волшебного вымысла).
Педагог: Сказки появились много столетий назад. Как рассказываются сказки?
Ответ детей : Сказки рассказывают друг другу : передавались в народе устно: сказки менялись, в них появлялось что-то новое.
- Правильно, ребята, сказки в народе передавались устно из «уст в уста» Народ сам творил сказки и называлось это устным, народным творчеством. Сегодня мы с вами совершим путешествие в одну из сказок. Мы попытаемся сами перенестись в сказку и даже превратимся в сказочников. Наверное, многие из вас уже не раз были сказочниками, только не замечали этого. Вот подумайте, и скажите, случалось ли вам, когда вы забывали начало или конец сказки, то сами придумывали что-то новое?
Ответ детей.
- Перенестись в сказку нам поможет один волшебный предмет. Но этот предмет получит свою волшебную силу тогда, когда вы вспомните, какие волшебные предметы помогают героям русских народных сказок.
Ответ детей : (Сапоги - скороходы, ковёр - самолёт, меч - кладенец, гусли - самогуды, шапка - неведимка).
У нас обязательно должна появиться «шапка - неведимка».
В этой шапке я могу увидеть на картине В. М. Васнецова то, чего обычно ни кто из зрителей- ни дети, ни даже взрослые не видят.
Шапка - неведимка будут помогать вам, не только смотреть, но и учиться видеть то, что скрыто от людей без «сказочного воображения»
Перед тем, как попасть в сказочный мир, мы должны пройти испытание
Обратимся к схемам и узнаем, о какой картине мы с вами будем сегодня говорить. (Составление предложений с использованием мнемодорожек).
Педагог: Вы прошли испытание на сказочников и теперь войдём в сказочную картину.
Звучит музыка, дети садятся на стулья возле картины.
Скажите какого персонажа из русской народной сказки напоминает вам эта героиня?
- Вспомните, был ли в сказке такой момент, когда печальная Алёнушка прибегала к пруду?
Педагог: оказывается, картина эта не иллюстрация к сказке, в сказке всё было наоборот. Но Алёнушка нам кажется знакомой, и мы вспоминаем именно эту сказку. И сейчас мы придумаем по картине свою сказку. А для начала нам предстоит ещё одно испытание.
Вы должны объяснить значение слов, которые встретятся на нашем пути.
Игра «Значение услышанных слов»
(«бедность», «печаль», «омут», «нет мочи», «дрожит как осиновый лист»)
Вопросы по картине к детям :
- Посмотрите, на картине Алёнушка кажется совсем одна. Но кто на картине ей сочувствует, кроме нас? (сочувствуют ветки, которые склонились к воде; вода в пруду, она чёрная, тяжёлая; камни, на которых сидит девочка; загнутые листья осоки; высокие камыши).
При помощи шапки - неведимки мы тихонечко подошли к девочке и, что мы слышим? О чём причитает Алёнушка?
Ответы детей : (в лесу нет радости; лесные деревья стоят печальные; я одна в этом лесу осталась и т. д.)
- В сказке несчастную Алёнушку столкнула в воду и утопила злая ведьма. А на картине, посмотрите, тёмный лес угрожает Алёнушке или оберегает её?
(Ответ детей)
- Если ведьма действительно подкралась к нашей Алёнушке, кто на этой картине предупредил бы её об опасности?
(Ответы детей : задрожала бы листочками осинка; защебетали бы ласточки, которые тихо сидят на ветке левой осинки; Алёнушка увидела бы отражение лица ведьмы в пруду).
Педагог: Какое настроение передал художник в этой картине?
(ответы детей).
- Что вы ощущаете, глядя на эту картину?
Динамическая пауза «Музыкальное настроение»
Педагог: Что вы можете рассказать об Алёнушке?
(рассказ ребёнка).
Педагог: мне очень понравилось, как вы придумывали сказки. Все задания были интересными, и вы быстро с ними справились.
Сразу видно, что вы любите сказки и волшебные картины, написанные художником В. М. Васнецовым. За это вам «шапка - неведимка» приготовила подарок. Вот посмотрите, пожалуйста!
Педагог достаёт красочно оформленный лист, на котором изображён сказочный кроссворд. После того, как кроссворд будет заполнен, дети смогут прочитать его ключевое слово : «СКАЗКА»
1. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
2. У пруда заросшего девочка сидит.
И на воду тёмную с тоской она глядит.
Кто хранит Алёнушку от судьбы той злой?
Мохом весь покрытый (камень вековой)
3. Девочка сидит и пока, что не знает
Что в этой сказке её ожидает?
Брат из копытца водицы напьётся
В козлёнка братец её обернётся.
Впрочем, довольно, нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? (Алёнушка)
4. Что за капельки воды у Алёнки на груди?
Опечалилась она, потекла из глаз (слеза)
5. То не ветер ветку клонит,
Не зелёный лес шумит.
Что за дерево такое
Над Алёнушкой дрожит (осинка)
6. Кто рисует на картине
Реку, ель, и белый иней.
Русских трёх богатырей
Назови его скорей (Васнецов)