Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]»

Наташа Васильченко
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Тема: Поздняя осень. Звук Ы.

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

• - Расширять кругозор и представления детей об изменениях в природе осенью;

• - развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление; образовывать множественное число существительных, учить подбирать слова- антонимы;

учить детей выразительно читать наизусть стихотворения с опорой на схему.

• - воспитывать любовь к поэзии, интерес к объектам родной природы.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая.

Словарная работа: Предметы: гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий, звонкий, глухой звук; слякоть, непогода, разноцветье. Прилагательные: золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки.

Материал и оборудование: репродукции картин «Ранняя осень» Василия Дмитриевича Поленова, «Золотая осень» и «Поздняя осень» Исаака Ильича Левитана; маленькие предметные картинки с приметами осени; профиль звука Ы и картинка для звукоподражания звуку Ы; игра «Пианино»; листик, капелька дождя; схемы для звукового анализа слова «тыква», фишки и магниты; игра «Протяни дорожку»; предметные картинки со словами-антонимами; схема для рассказа стихотворения, волшебный поясок; корзина с орехами для детей.

Ход образовательной деятельности:

I. Орг. момент. (Ребята заходят в кабинет)

- С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

(С весёлым, хорошим)

- Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать внимательно, поднимать руку.

II. Повторение признаков осени, осенних месяцев.

- Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало лужи все.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(это месяц ноябрь.)

- Посмотрите на картины, которые лежат на столе и назовите все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Каждый месяц соответствует определенному периоду осени. Назовем их. (ранняя осень, золотая и поздняя)

III. Сравнение ранней и поздней осени.

- Мы уберем одну из картин и попробуем сравнить две репродукции картин «Раннюю осень» Василия Дмитриевича Поленова и «Позднюю осень» Исаака Ильича Левитана.

Помогут нам маленькие картинки, на которых изображены разные признаки ранней и поздней осени. Картинки надо положить рядом с картинами, к которым они больше подходят. (дети выполняют задание:

Это хризантемы. Они цветут ранней осенью.

Дети собираются в школу ранней осенью.

Туман бывает поздней осенью.

Дожди идут поздней осенью.

Насекомые прячутся в щелки поздней осенью.

Бабочки порхают ранней осенью.

Фрукты поспевают ранней осенью.

Брусника поспевает ранней осенью.

Заморозки бывают поздней осенью.

Овощи собирают ранней осенью.

Дерево в разноцветном наряде бывает ранней осенью.

Сильный ветер дует поздней осенью.)

- Молодцы вы правильно справились с заданием! Садитесь.

IV. Объявление темы.

- Сегодня на занятии мы обобщим наши знания об осени и познакомимся со звуком Ы.

V. Характеристика звука Ы.

Мишка, перед тем как залечь спать в берлогу, решил полакомиться медом. Что из этого получилось? (его ужалили пчелы) Как он закричал? (ЫЫЫЫЫЫ)

Какой звук Ы? (Звук Ы – гласный, потому что он не встречает преград и поется)

VI. Игра «Пианино». Развитие фонематического слуха у детей.

- Возьмите по два кубика: один - синий, другой – зеленый. Я буду называть слоги. Если в слоге твердый согласный звук с гласным Ы, вы должны нажать на твердый синий кубик. А если будет слышаться мягкий согласный звук с гласным И, то нажимайте на зеленый мягкий кубик.

Мы, ти, кы, сы, пи, хы.

VII. Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

(Дети изображают деревья с листиками и взмахивают руками (ветками)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Опускают руки, приседают.)

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

(Кружатся на носочках на месте.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

(Вращательные движения кистями рук.)

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

(Приседают.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

(Расслабляются, закрывают глаза.)

Н. Нищева, Л. Гаврилова

VIII.Образование множественного числа существительных.

- Поиграем в игру с листиком. Я буду называть предмет в единственном числе, а вы во множественном:

цветок (а если много) –

трава –

куст –

оса –

пчела –

гриб –

ягода –

фрукт –

тыква -

IX. Звуковой анализ слова «тыква»

1. Ребята, а это что? (звуковая схема слова «тыква»)

2. Разберем схему: (Первый звук – т. Он твердый согласный и глухой. Мы его обозначим синим цветом.

Второй звук – ы. Он гласный. Мы его обозначим красным цветом.

Третий звук – к. Он твердый согласный и глухой. Мы его обозначим синим цветом.

Четвертый звук – в. Он твердый согласный и звонкий, поэтому обозначим его синим цветом с колокольчиком.

Пятый звук – а. Он гласный. Мы его обозначим красным цветом.

3. Сколько в этом слове гласных звуков? (В этом слове 2 звука)

4. Как узнать, какая гласная ударная (надо позвать слово).

5. Какая гласная ударная? (ы). Ставим ударение.

6. Что мы знаем о гласных? (сколько в слове гласных, столько и слогов). Посчитаем. (Два слога и две гласных)

7. Сколько в этом слове всего звуков? (в слове тыква 5 звуков)

X. Игра «Протяни дорожку». Подбор антонимов к словам.

1. Что изображено на картинке? А наоборот? (День – ночь)

2. Какая осень изображена? А наоборот? поздняя осень - ранняя осень

3. Как сейчас на улице? А наоборот? (холодно-жарко)

4. Что делает муха? А что делает жук? (летит – прячется)

XI. Физкультминутка «Дождик»

XII. Рассказ стихотворения с опорой на схему.

- Ребята, я вам в пятницу читала стихотворение. Мы это стихотворение попытались зарисовать. Сегодня я вам еще раз прочитаю его. Вы внимательно слушайте и вспоминайте его, а потом мы послушаем вас.

(логопед читает стихотворение)

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень – это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень- это листьев

Чудо-разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С теплою одеждой,

Крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

Осень — это шубка

Теплая у зайца,

Нет уж насекомых,

Спрятались они.

Первый снег и стужа.

Первый лед на лужах,

Ночи всё длиннее

И короче дни.

- Я старалась рассказывать стихотворение, чтобы вам было интересно. Постарайтесь и вы рассказывать выразительно, четко произносить звуки. Рассказывать будем по очереди: от прищепки до прищепки. Будьте внимательны! (дети читают стихотворение)

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]»

XIII. Игра «Осенние слова»

- Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

(Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая)

XIV. Итог занятия.

- Понравилось ли вам занятие?

- Что было трудно делать?

- Что запомнили интересного?

XV. Подарки осени

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине,

Зонтик желтый - тополям, а орехи дарит нам.

(дети получают в подарок от осени орехи)

Публикации по теме:

«Звук [Р] и буква Р. К нам весна шагает быстрыми шагами». Занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Цели: Развивать речь детей в различных видах деятельности. Формировать и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Конспект НОД для детей подготовительной группы с Нвнр тема «Звук [Ц] и буква Ц» Тема : «Звук и буква Ц «Цель :закреплять правильное произношение звука «ц»в словах, предложениях; развивать фонематический слух; учить.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Поздняя осень» Конспект ООД Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие. Тема: «Поздняя Осень» Старшая группа Разработала музыкальный.

Конспект СОД в подготовительной группе (ОНР) Тема: «День рождения куклы Маши» (звук [Ш] и буква «Ш») Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «День рождения куклы.

Конспект Тема: Звук «С, С`» и буква с с детьми подготовительной логопедической Цель: Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С. Задачи: Коррекционно - образовательные: - совершенствование умения детей давать.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема «Звук [П] и буква П» Лексическая тема «Насекомые». Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательные задачи: -Закреплять правильное произношение звука.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Поздняя осень» Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц по теме: «Поздняя осень» Цели: • Продолжать формировать представления.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Перелётные птицы. Составление рассказа «Скворечник»Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Перелётные птицы. Составление рассказа «Скворечник» Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Перелётные птицы. Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок.

НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по развитию произносительной системы «Звук [Ы] и буква «Ы» Тема: Звук и буква «Ы». Цель: Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи:.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук «Ш», буква «Ш». Цель занятия: организовать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Поздняя осень. Звук [Ы]»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 18:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о беседе «20 января 1921 г. образование Республики Дагестан»
Цель: Привить детям чувство любви к родному краю; воспитание патриотизма. Пробудить интерес к истории родного края. Приобщать детей к прекрасному, к...
Конспект «Кто как кричит?» с детьми раннего возраста
Программное содержание: развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. Материалы: магнитная доска,...
Стенгазета «Счастье-это…» в старшей группе
Простая истина — счастье внутри нас, иногда забывается и теряется в суете наших будней. А ведь смысл счастья — в моменте, умении ухватить его в суете и...
Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами — И. С. Бах» в 4...
1 четверть Ответь на вопро сы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора________________________________ 2. В каких жанрах работал И. -С. Бах?...
Лэпбук «В ожидании Нового Года»
В ожидании новогодних утренников все активно готовятся к праздникам. Поэтому, моя задача, не нагружать детей новыми знаниями, а закреплять то, чему уже...