Получи документы

Конспект занятия «Филимоновский петушок» в средней группе

Ольга Северюхина
Конспект занятия «Филимоновский петушок» в средней группе

Тема: Филимоновский петушок.

Тип занятия: Интегрированная игра-занятие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Филимоновский петушок“ в средней группе» размещена в разделах

1. Воспитывать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить выделять характерные отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие нарядные полосы. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами нами пользуются. Закрепить элементы росписи: точки, полоски, ёлочки;

3. Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, формировать сенсорные эталоны: цвет, величина и форма.

Методические приемы и методы: игра, художественное слово, рассказ, объяснение, показ, рассматривание иллюстраций и игрушек.

Предварительная работа: чтение стихов, загадки о петушке, сказок о петушке «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса». «Колосок»; разучивание игры «На птичьем дворе».

Материалы: Иллюстрации и картинки филимоновских игрушек, сундучок; филимоновские игрушки, Петушок - кукла-перчатка для кукольного театра.

Для изобразительной деятельности детей: гуашь, силуэт филимоновского петушка из бумаги, кисти (белка № 3, баночка для воды, салфетка (на каждого ребенка).

Ход занятия

Воспитатель: Отгадайте-ка ребятки, про кого моя загадка?

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (петушок).

Воспитатель: – Правильно, ребята! Это Петя- Петушок!

На ширме появляется Петушок.

Петушок: -Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашем гостем.

(Дети здороваются с Петушком)

Петушок: -Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, ребята! Я сегодня был на ярмарке и принес вам подарки.

Воспитатель: Петя, нам очень приятно, спасибо тебе! (Петушок передает воспитателю сундучок).

Петушок:

Сундучок тот не простой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Веселые зверюшки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в сундучке. (Достает и расставляет на демонстрационном столе филимоновские свистульки).

Воспитатель: Какие необычные игрушки!

Шёл однажды по дороге

Славный мастер Филимон.

На базар в соседний город

Нёс горшки на палках он.

«Стук да стук», - поёт горшок.

Солнце припекает.

Лес, пригорок, ручеёк -

Мастер отдыхает.

И приметил Филимон

Глину близ водицы.

Думает: «Авось, на дело

Глина мне сгодится!»

Повертел её в руках -

Получилась пташка.

Дед промолвил: «Ах-ах-ах.

Спела б ты, бедняжка,

Если б ты живой была, а не из землицы».

И соломинкой проткнул дырочки в той птице.

Вот с тех пор и раздаются трели Филимоновы,

И традиции хранят, и рождают новые. (Ольга Максименко)

(Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

С давних времён известна тульская деревня Филимоново, по всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят такие игрушки-свистульки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками, лепят и приговаривают:

«Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё - ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные - жёлтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые народные традиции.

Воспитатель предлагает детям подойти и взять в руки филимоновские игрушки, рассмотреть их форму, узоры)

Воспитатель: Раз-два! Раз-два,

Продолжать игру пора.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели. (Дети садятся на стульчики)

Петушок: -Ку-ка-ре-ку! Не желаю я скучать, предлагаю поиграть!

Игра «На птичьем дворе»

Выбрать «петушка» считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять, кто желает поиграть?

Сосчитаем до пяти, петушком пусть будешь ты!

Водящему педагог надевает на голову шапочку петушка, остальные дети изображают курочек:

Педагог:

Курочки на птичий двор пошли, много зернышек нашли,

Будут зернышки клевать, будут песни распевать.

Курочки под музыку клюют зернышки.

Выходит петушок, важно шагая, вокруг курочек, машет «крылышками».

Курочки поют песенку «Петушок» муз. Матвеевой

Петушок, ты петушок,

Покажи свой кожушок!

Он горит, горит огнем,

Сколько перышек на нем!

Раз, два, три, четыре пять –

Невозможно сосчитать.

Петушок, ты, петушок,

Покажи свой кожушок!

На окончание песни петушок кричит «Ку-ка-реку!»

Курочки разбегаются (садятся на стульчики, петушок пытается догнать курочек.

Воспитатель:

Что ты делаешь, дружок,

Голосистый Петушок?

Что ж ты, Петенька, не весел,

И головушку повесил?

Петушок:

Прислали мне много не раскрашенных петушков. Ведь не годится так, чтобы петушки оставались пустыми, простыми и не раскрашенными.

Воспитатель: – (советуется шепотом с детьми) Ну, что, дети, поможем Пете – Петушку?

Дети:- Поможем!

Воспитатель: – Не волнуйся, Петя. Мы тебе обязательно поможем, правда ребята?

Дети:- Да!

Воспитатель: Ребята, нам нужно украсить фигурки петушков филимоновским узором. Как вы думаете, какие элементы можно нарисовать? (полоски, точки, елочки).

- Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек? (желтый, красный. зеленый)

- Первым мы закрашиваем у петушка бородку, гребешок красным цветом, клюв - желтым. А дальше вы расписываете его так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.

Роспись проводится в определенном порядке:

Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна

Затем обводят красным

Затем зеленым

Дети выполняют роспись силуэта.

Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные петушки! Давайте расположим ваши рисунки на магнитной доске.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные, яркие петушки перед вами. Скажите, как называется эта роспись?

Дети: - Филимоновская роспись.

Воспитатель:

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пестрые, яркие,

Словно подарки!

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по пластилинографии «Петушок, петушок золотой гребешок» Конспект открытого занятия по пластилинографии. Тема: «Петушок, петушок золотой гребешок!» Задачи: 1. Освоение передачи образа петушка посредством.

Конспект игры-занятия по математике в средней группе «Путешествие в сказку» по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» I.Игра-занятие «Путешествие в сказку» по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». II. Программное содержание: 1. Образовательные.

Конспект коррекционно-развивающего занятия о домашних животных «Петушок, Петушок»Конспект коррекционно-развивающего занятия о домашних животных «Петушок, Петушок» ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Конспект коррекционно-развивающего занятия «Петушок, Петушок» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Петушок» Конспект НОД по Художественно-творческой деятельности (рисование) в средней группе «Петушок» Задачи. Учить детей рисовать петушка гуашевыми.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Петушок и курочка» Цель: Знакомить детей с филимоновской игрушкой, учить детей лепить из целого куска пластилина петушка и курочку, закреплять приемы лепки.

Конспект НОД в средней группе «Петушок» Конспект НОД в средней группе - "Петушок" Программное содержание. • Развивать мышление, общую и мелкую моторику. • Познакомить детей с.

Конспект занятия «Русская народная песенка» Петушок, петушок Конспект занятия. Русская народная песенка «Петушок, петушок…». Петушка я люблю, дам я зернышек ему. Цели: познакомить с содержанием.

Конспект занятия «Филимоновский петушок» Конспект Организация и проведение ООД по декоративному рисованию для детей 5-6 лет Подготовила: Никулина Анастасия Александровна.

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Храбрый петушок»Конспект занятия в средней группе по рисованию «Храбрый петушок» Конспект занятия в средней группе по рисованию «Храбрый петушок» Задача: Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Петушок и бобовое зернышко» Организованная образовательная деятельность (художественная литература) в средней группе. Тема: «Петушок и бобовое зернышко»- русская народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Филимоновский петушок» в средней группе
Опубликовано: 3 января 2019 в 18:05
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД