Наталья Сизова
Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Подарки зимы: лед и снег.
Программное содержание: познакомить детей с понятиями «тепло»- «холодно» в жизни человека; в процессе проведения элементарных опытов подвести детей к пониманию свойств льда и снега; уточнить представления о том, что в природе не бывает ничего лишнего; развивать любознательность, мышление, логику, воображение ребенка; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми, учить решать проблемную ситуацию; воспитывать желание исследовать неизвестное и аккуратность при выполнении работ, опытов.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Методические приемы: сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, проведение опытов, беседа, рассказ воспитателя, репродуктивные и поисковые вопросы, физминутка.
Предварительная работа: беседа о погоде, ветре, воздухе, воде; наблюдение за погодой на прогулках; игры со снегом и льдом; чтение сказки «Снежная королева»; просмотр мультфильма «Снежная королева».
Словарная работа: активизировать речь словами: тепло, холод, лед, замерзает, прозрачный.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Артема С., Олю Ф., Полину Д., Сашу Т.
Оборудование: вода, замороженные кубики льда с бусинами, письмо Снегурочки, стаканчики, палочки, поднос, свеча.
Ход занятия:
В: Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,почувствуйте тепло ваших рук, согрейте друг друга. Когда я шла в детский сад, мне передали письмо и посылку. Давайте узнаем, что в письме. (открываю конверт, читаю письмо).
В: Ребята, поможем Снегурочке? (ответы детей). Проходите за стол и присаживайтесь. Давайте рассмотрим водицу с бусинами. Во что превратилась вода? (лед, льдинки). Почему вода превратилась в льдинки? (потомучто зима, холодно).
В: Правильно,ребята, на улице зима, холодно. Капельки воды прижимаются друг к другу крепко-крепко и превращаются в льдинки. А когда на улице станет тепло лед и снег начнут таять и превращаться обратно в воду. Но сейчас у нас на дворе зима, холод. Давайте с вами немножко поиграем (провожу физминутку).
В: Молодцы ребята, хорошо поиграли. Посмотрите на льдинки, какого они цвета? Видны бусинки через лед? (да, прозрачный).
В: Ребята,потрогайте льдинки и скажите, холодный лед или теплый? Сухой или мокрый? (холодный и мокрый).
В: Правильно, лед холодный и мокрый. Почему мокрый? Что происходит со льдом на ваших руках? (тает). Почему тает? (руки теплые).
В: Правильно, ребята, у вас руки теплые и капельки воды перестают держаться друг за друга и остаются на ваших ладонях в виде водички. Скажите, лед твердый или мягкий? (твердый). Да, лед твердый. Можно его разбить молоточком, но тогда мы повредим бусины и Снегурочка не сможет собрать бусы.
В: Ребята, как вы думаете, лед тяжелый или легкий? (ответы детей). Давайте проверим. Опустим льдинки в стаканчик с водой и посмотрим будут они плавать или пойдут на дно. (опускаю льдинки в стаканчик с водой).
В: Что льдинки делают? (плавают). Правильно ребята, лед плавает. Значит он легкий, внутри него есть воздух. Как же нам помочь Снегурочке и достать бусины? (ответы детей).
В: Давайте мы положим льдинки в торелочку и поставим на огонь. Работать надо аккуратно, чтоб не обжечься. Пока будет греться лед, я вам прочту сказку.
Сказка о Светлом сердце.
Жили-были два брата. У старшего было сердце холодное, как лед. А у младшего- доброе и горячее, как солнышко. Старший никого не любил, а младший любил всех и всем старался помочь. За это его все любили и славили. Завидовал старший младшему и решил его погубить. Притворился больным и попросил брата найти лечебную траву, которая росла в дремучем лесу. Думал, там звери злые, съедят младшего брата и дело с концом. Да не тут то было. Пошел младший за травой в лес, зашел в самую темную чащу, а там светло, как днем, стало. Это его горячее сердце весь лес осветило. Все злые звери от этого чудесного света добрыми стали, вышли на поляну, принесли доброму брату подарков и траву лечебную дали. А затем домой проводили. Разозлился старший брат, что младший живой и невредимый пришел, да еще с подарками. Спрашивает: «Где подарки взял?». Младший все ему рассказал. Схватил старший брат самый большой мешок для подарков и в лес побежал. Да так и не вернулся, заблудился, без света доброго сердца.
В: Понравилась вам сказка? Я вам желаю, чтоб ваши сердца всегда оставались добрыми, светлыми и горячими.
В: Давайте посмотрим, что же стало с нашими льдинками. (аккуратно тушу свечку, полотенцем беру тарелочку).
Д: Лед растаял.
В: Правильно, ребята. Лед растаял. Почему? (потому что мы грели тарелочку, она нагрелась, а от тепла лед тает).
В: Молодцы. Почему Снегурочка не смогла достать бусинки? (потому что они были в льдинках; лед твердый, холодный).
В: Лед это что? (замерзшая вода). Когда вода замерзает? (когда холодно).
В: Хорошо, молодцы. Ребята, а ведь лед может быть очень полезным. Если вы упали, ударились, то на это место прикладывают лед и боль быстро уходит. Если льда нет, то прикладывают что-нибудь холодное. А еще на льду можно кататься на коньках. Спасибо вам за помощь Снегурочке. Она будет очень рада.
Дорогие ребята! Помогите мне пожалуйста, я уронила в лесное озеро свои бусы, хотела их собрать, да водица замерзла. Бусины ледяным пленом
сковало. Не хочет озеро мне их отдавать. Прошу вас помочь мне. Спасибо вам, ребята. Снегурочка!