Валентина Белоусова
Конспект занятия в старшей группе «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
воспитателя 1 категории Белоусовой В. А.
Цель ООД
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи образовательных областей.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
В области художественной литературы:
• Дать понятие, что такое былина. Вызвать интерес к устному народному творчеству (к сказкам, былинам о богатырях). Оживить представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке и т. д.
• Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях.
В области познание (формирование целостной картины мира) :
• Дать представление о русских богатырях – защитниках земли Русской.
В области коммуникации:
• Осваивать навыки речевого этикета.
• Обогащать словарь детей : былина, предки, сказитель, меч, щит, палица, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
В области социализации:
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
В области физической культуры:
• Развивать внимание и точность выполнения упражнений.
• Укрепить двигательные навыки детей.
• Воспитывать интерес и желание к общеразвивающей активной двигательной деятельности.
В области безопасности:
• Научить навыкам правильного ориентирования в пространстве.
• Приобщать к способам безопасного поведения.
Предварительная работа:
• Чтение сказок и былин о богатырях.
• Беседы о прошлом нашей страны.
• Разучивание физкультминутки «Конь меня в дорогу ждет».
• Изготовление костюмов богатырей и сказителя.
• Рассматривание карты нашей страны.
• Изготовление макета камня и изображения Змея Горыныча.
• Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Ход занятия.
Звучит отрывок из песни группы «Любе» «От Волги до Енисея»
На мольберте – карта России.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как же называется наша страна? (Россия).
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Россия? (показывает границы России).
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая. Здесь есть и леса, и моря, и горы, и поля. Россия – одна из самых больших стран в мире.
Девочка:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
(М. Лисянский «Моя Родина»)
Воспитатель: Не всегда наша страна была такой, как сейчас. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки – славяне. Кто же такие предки? Это люди, которые жили перед нами много лет тому назад. Это бабушки, дедушки, бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. Землю, на которой жили наши предки, мы называем Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов.
Наши предки-славяне были дружелюбными. А вот их соседи – хазары, печенеги, татары были жадными, не любили трудиться, часто нападали на славян, на их поселения: опустошали землю, разоряли дома, уводили людей в плен. Чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так образовалась Русь.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Русский народ нужно было защищать. Как назывались защитники земли русской? (Богатыри).
Воспитатель: В давние-давние времена, ещё в древней Руси, стояли на страже рубежей нашей Родины на заставе очень сильные люди - богатыри. О них народ складывал песни и сказания, которые назывались былинами. Вот таких героев изобразил художник Васнецов на этой картине (вносится картина Васнецова «Богатыри»). Герои-богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине Васнецова, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Кто же изображен на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: - Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?
Дети: «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Откуда мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
Воспитатель: Что такое Былина?
– Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: А слагал былины о богатырях сказитель, ходил он из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
– Вот так слагалась былина.
Воспитатель: Ребята, а хотелось ли вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте собираться в дальнюю дорогу, она будет не простая. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти.
Где-то веками
Русский наш камень
Спит на распутье трех большаков –
Камень-подсказка,
Камень-острастка –
Старая сказка давних веков. (А. Бобров)
Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Пойдёшь на право - Деньги и слава,
Пойдёшь налево - Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо - Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос: (Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти, руки на поясе).
Голос: (задание 2) Путь прегражден спортивным снарядом.
Здесь преграда на пути
Её можно будет пройти,
Если быстро вспоминать
И пословицы сказать о смелости, отваге и Родине русских героев.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Береги землю родимую как мать любимую.
Тот герой, кто за Родину горой.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
За край свой насмерть стой.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
(спортивный снаряд отодвигается, дети проходят дальше)
Голос: (задание 3) («речка» из синей материи, на ней кирпичики из «строителя»)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Вы, ребята, ухитритесь,
По камням переберитесь!
(Нужно перейти через реку по камушкам-кирпичикам).
Голос: (задание 4)
Здесь опять преграда ждет,
Кот-баюн сюда идет.
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждёт Руки за спиной сцеплены в замок,
Бьет копытом у ворот ритмично по очереди поднимаем
На ветру играет гривой согнутые в колене ноги
Пышной, сказочно красивой
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу покачиваем головой,
Цок, цок, цок, цок подскакиваем на месте,
Цок, цок, цок, цок
Там за дальнею рекой руки полусогнуты в локтях
Помашу тебе рукой перед собой, машем рукой
Подрастем мы и смотри показывают сильные руки.
Станем, как богатыри
Голос: (задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились.
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Воспитатель задает вопросы:
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).
1. Как называлась стальная рубашка богатыря?
(кольчуга)
2. Как называется оружие богатыря на толстой ручке, круглое с шипами. предназначенное для сокрушительного удара?
(булава)
3. Как называется защитная шапка из металла?
(шлем)
На плакате нарисован Змей Горыныч. Нужно его победить (попасть шариком в цель – в живот). Когда задание будет выполнено, из-за двери появляется мальчик – гусляр-сказитель.
Воспитатель: Кто ты?
Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам всем поклон от нас, русских богатырей! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом — юдом боролись, и с Соловьем-разбойником!
Добрыня Никитич: И с половцами воевали, и с татарами. Ничего и никого не боялись!
Алеша Попович: Много на нашем веку войн было, да сражений великих. А вам мы желаем, чтобы никогда вы горя горького не знали, чтобы в мирное время росли и были самыми настоящими богатырями, как мы, да только, чтобы на вашем пути не встречалось всякой нечисти вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного!
Илья Муромец.
Если б на свете не было войн,
Как бы я счастлив был и доволен!
Ели бы сладко, спали бы крепко,
Чтоб в огороде у всех росла репка!
Добрыня Никитич.
Чтобы поля все вспаханы были,
Дети вкус хлеба чтоб не забыли.
Бабушки внукам о нас пели б песни,
Стало бы в мире куда интересней!
Алеша Попович.
Бицепсы, мышцы — это не имидж,
Но и без них меча не поднимешь!
Пусть только в сказках будут сраженья,
Вы тренируйте свое воображенье!
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Воспитатель: Хороши богатыри! Спасибо вам за советы. Оставайтесь с нами.
А теперь давайте вернемся в наше время.
(Богатыри, дети и гусляр садятся)
- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? (Ответы детей)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, врачи, космонавты, десантники и т. д.)
Днем и ночью эти люди охраняют нашу любимую родину – Россию, отдают свои жизни для спасения других, помогают в беде всем нуждающимся. Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой. А вы хотите быть защитниками страны?
А для этого вам всем необходимо учиться и учиться отлично.
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.
Сказитель: А у меня есть подарок – рисунки богатырей, их я хочу подарить детям (достает рисунки из холщевой сумы и дарит детям).