Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы» (5 фото)

Екатерина Прыжкова
Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы»

Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы».

Цель: Цель:

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Быт и предметы утвари русской избы“» размещена в разделах

• Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

• Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.

• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

Ход ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель вместе с детьми приходят в зал по ниточке от клубка. Клубочек приводит детей в зал.)

Воспитатель: Дети, нас с вами привел сюда клубочек, зачем же он нас сюда привел? Видно кто-то озорничал. Странно. А где же мы с вами оказались? Как вы думаете (Ответы детей). оказались в русской избе, в горнице. Горница большая, светлая! Да красивая какая! Хозяев дома нет. (воспитатель удивлен.)Зачем тогда нас сюда привел клубочек?

-

Воспитатель предлагает детям рассмотреть убранство горницы. Спрашивает у детей как называются предметы обихода, которые видят дети.

-Давайте присядем поближе к печи. Здесь в старину усаживали дорогих гостей, а непрошенных оставляли возле порога. Для чего нужна печка? Ответы детей. Воспитатель уточняет: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища. В каждой избе была печь, и называли ее печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Обращает внимание на самовар.

В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Прялка.

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

Дети рассматривают ухват, лапти, сундук,коромысло, горшки, кринки и т. д.

Воспитатель поощряет детей за их внимательность и ответы.

Вдруг дети слышат, что кто-то чихает за печкой. Выходит домовой. Говорит: «Что это я никак проспал? ко мне гости пришли, а я спал себе за печкой! Ай-ай-ай. (Приветствует своих гостей руками).

-Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель спрашивает у хозяина кто же он такой? Домовой отвечает:

-А неужто не узнали? (Ответы детей)

-Я домовой! Второй по важности хозяин дома!

Короткий рассказ о том, кто такие домовые.

Воспитатель:

Домовые обязательно живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех несчастий, пожаров, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся по-человечески. Имя свое Домовой получил от места, где он родился, жил и работал. Выглядит он по-разному: иногда возникнет в облике хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется. Любит жить за печкой. (Картинки разных домовых)

Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озоровали, чтобы уютно и тепло было в доме.

Известно ведь, что домовой завсегда с котом дружится. Дело в том, что кошки — единственные домашние животные, способные видеть потусторонние сущности. Отсюда и идет обычай первыми в новый дом или квартиру запускать кошку или кота: уж эти-то сумеют настроить домового на добрый лад! При сем нужно приговаривать:

«Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».

Воспитатель говорит домовому, что они с детьми внимательно рассмотрели предметы убранства его горницы. Им очень понравилось у него в гостях.

Домовой предлагает детям игру

-Раз вы уже все предметы моего дома уже знаете, тогда сыграем с вами в игру «Что было раньше, а что сейчас»(показывает детям картинки с изображением предметов быта старины, а дети должны назвать чем их заменили сейчас.)

Домовой спрашивает у детей, знают ли они, что такое оберег? (ответы детей). Домовой рассказывает, что это такое.

На Руси в старину очень любили обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. Показывает картинки оберегов

Домовой предлагает детям изготовить обереги и затем отнести их к себе в дом, чтобы они оберегали их жилище от разных бед и несчастий.

Домовой приглашает детей в свою мастерскую, показывает им готовую подкову. Это подкова-оберег, который всегда вешали над входом в дом.

Далее воспитатель обьясняет детям ход работы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы сделать такую подкову нам нужен пла стилин разного цвета: красный – для яблок и зеленый – для листьев.

Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).

Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить:

Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?

Дети: Три!

Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.

Воспитатель: Начинаем лепить.

Воспитатель: Готова наша подкова?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чего еще не хватает?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.

Воспитатель: Я беру зеленый пластилин и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.

Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)

Воспитатель: Готова наша подкова?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?

Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но может быть вы захотите добавить и свои элементы украшения. Начинаем работу.

Звучит спокойная музыка.

Работа детей. Подведение итогов работы.

По завершению работы Домовой оценивает работы детей и говорит, что, теперь он будет спокоен за их жилище. Ведь теперь дома детей будут под надежной защитой оберегов.

Домовой прощается с детьми и возвращается к себе за печку.

Дети уходят к себе в группу по той же ниточке, что и пришли в зал.

Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы»
Фото «Быт и предметы утвари русской избы»
Конспект занятия в старшей группе - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект занятия в старшей группе Быт и предметы утвари
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Фотоотчет о мини-музее «Оформление русской избы»Фотоотчет о мини-музее «Оформление русской избы» Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно.

Конспект НОД «Быт русской избы»Конспект НОД «Быт русской избы» Конспект НОД "Быт русской избы" Цель: формирование у дошкольников представления о русской избе, как традиционном жилище русского народа.

Конспект СОД с использованием ИКТ в старшей группе «Предметы вокруг нас»Конспект СОД с использованием ИКТ в старшей группе «Предметы вокруг нас» Конспект СОД с использованием ИКТ в старшей группе «Предметы вокруг нас» Цель: расширить представления детей о предметах, которые могут.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки  «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Опасные предметы дома»Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Опасные предметы дома» Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости.

Мини-музей русской избы «Родник истории»Мини-музей русской избы «Родник истории» Музей по приобщение родителей и детей дошкольного возраста к ценностям культуры нашего народа. Создали в доступной для детей форме быт русского.

НОД в старшей группе «Мир русской избы»НОД в старшей группе «Мир русской избы» МИР РУССКОЙ ИЗБЫСлава нашей стороне, слава нашей старине. И про эту старину я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли о делах родной.

Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы»Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы» Лариса Логинова. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Пожароопасные предметы Цель: - познакомить детей с пожароопасными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 16:33
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД