Юлия Драгомир
Конспект занятия в старшей группе «Что такое холм и что такое гора. Как они появляются»
▼ Скачать + Заказать документы
Южное окружное управление образования
Департамента образования г. Москвы
детский сад общеразвивающего вида № 961
Конспект
познавательно-образовательной деятельности
На тему: «Что такое холм и что такое гора, как они появляются»
Составила и провела воспитатель первой квалификационной категории
Драгомир Юлия Васильевна
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Что такое холм и что такое гора, Как они появляются“» размещена в разделах
Цель: Познакомить детей с понятиями «гора» и «холм». Учить сравнивать их между собой. Познакомить детей с возникновением гор на земле. Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.
Словарная работа:
Оборудование: Кукла Незнайка, лоскуты ткани, картинки с изображением гор, холма, вулкана, физическая карта России, конверт, алгоритм «Приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка.
Ход занятия:
Появляется кукла Незнайка : Здравствуйте, ребята. Сегодня я получил письмо от Знайки. (Показывает письмо). А что он пишет, не знаю. Помогите письмо прочитать.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Конечно, поможем. Давай письмо, я его прочитаю. (Воспитатель читает письмо). Знайка пишет о том, что отправился в поход вместе с папой в горы. Горы очень красивые, высокие. Он многое увидел и узнал. А тебе, Незнайка он даже фотографии свои прислал.
Незнайка: Я тоже хочу в поход. А что такое горы?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое горы? (Высказывания детей).
Воспитатель: Горы – это большие холмы. Иногда они бывают такими высокими, что люди забираются на них несколько дней и даже недель. Эти люди называются альпинистами. Вершины самых высоких гор всегда, даже жарким летом покрыты снегом и льдом. Они могут возвышаться даже над облаками. Горы — это самые высокие участки Земли. На картах горы изображены коричневым цветом. (Показывает карту).
Незнайка: А что такое холм?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, что такое холм? (Высказывания детей).
- Давайте посмотрим фотографии, которые прислал Знайка.
Незнайка: А как же появились эти горы?
Воспитатель: Этот вопрос интересует и ребят. Давайте выяснять вместе. Помните, я рассказывала об образовании островов. Как они образуются? (В результате движения земной коры.)
- Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются острова, горы.
Возьмите ткань и положите ее на стол. Представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору». Сдвигайте пальцами рук потихонечку края платка по направлению к центру – «земная кора» сразу придё т в движение: «Земля» будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья».
Вот так примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро.
Дети выполняют движения с платком.
- Иногда горы возникают в результате "работы" вулканов.
Как?
Когда начинается извержение вулкана, из его жерла бьёт фонтан.
Вместе с магмой, которая находится под земной корой, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Потом это всё падает обратно, на землю, лава застывает, и постепенно в этом месте образуется небольшая гора - холм. С каждым новым извержением холм увеличивается, становится выше, выше - растёт гора. Вулканические горы узнаешь сразу: они похожи на громадные пирамиды со "срезанной" верхушкой.
- Теперь, думаю, понятно как образуются горы?
Незнайка: А мы можем образовать горы? Так хочется их увидеть!
Воспитатель: Мы можем сделать горы понарошку — макет горы. Из чего мы можем их сделать? Хотите попробовать слепить их из соленого теста?
Тесто вы сегодня попробуйте сделать самостоятельно. В этом вам поможет наша подсказка-схема. Как вы думаете, какого цвета должны быть горы? Как получить нам коричневый цвет? (Можно потом покрасить коричневой краской.) Это правильно, но есть еще один способ: добавить в тесто какао-порошок или пищевой краситель. Попробуйте, кто как хочет. Берите необходимые вещества, посуду, не забудьте надеть халатики, чтобы ваша одежда осталась чистой.
Дети по схеме готовят тесто, затем лепят горы, соединяя горы на общей площадке (в коробке).
Воспитатель: Горы у нас получились разные по высоте. Так и в природе: со временем под воздействием дождя, ветра и льда горы медленно разрушаются, форма их изменяется, они как бы оседают и становятся более пологими.