Лейсан Хуснутдинова
Конспект занятия в старшей группе для детей с нарушением речи «Учимся слушать звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Развивать слуховое и фонетико-фонематическое восприятие, память, устойчивость внимания, умение сосредоточиться на задании, мелкую моторику. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза. Воспитывать слуховое восприятие и слуховую память на материале неречевых звуков.
Словарная работа:
Музыкальные инструменты: флейта, барабан, гармоника, гитара, пианино, труба.
Материалы и оборудование:
- предметные картинки на каждого ребенка;
- наборы квадратов для звукового анализа и синтеза;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с нарушением речи „Учимся слушать звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- демонстрационный материал - «ромашка», «веселая компания»;
- мягкие игрушки: Незнайка, колобок, маленькие мячи на каждого ребенка;
- большой и маленький колокольчики.
Раздаточный материал:
- резиновые мячи на каждого ребенка,
- наборы квадратов на каждого ребенка,
- предметные картинки музыкальных инструментов.
Предварительная работа:
- прослушивание грамзаписей, театральных шумов, звуков природы;
- индивидуальная работа;
- фронтальные занятия;
- задания на дом;
- дидактические игры;
- экологический кружок «Природа наш дом».
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Сказка «Два брата - колокольчика».
3. Игра «Какой колокольчик звенит?».
4. Игра «Живые звуки».
5. Пальчиковая гимнастика «Мячик».
6. Игра «Разноцветный сундучок».
7. Игра «Ромашка».
8. Игра «Игрушки гуляют».
9. Физминутка.
10. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
11. Игра «Солнечная полянка».
12. Игра «Волшебные цветы».
13. Пальчиковая гимнастика «Цветы».
14. Игра «Угадай игрушку».
15. Игра «Скажи, как я».
16. Игра «Длинные - короткие слова».
17. Игра «Услышь слово с заданным звуком».
18. Игра «Глухие - звонкие согласные».
19. Итог занятия.
1. Организационный момент.
(Зарядка позитивного мышления, стимулирует умственное развитие).
«Сегодня хороший день,
Мы любим заниматься,
Нас любят родители и друзья,
У нас все получится».
- Сегодня мы отправимся в страну «Шумов и звуков», где нас ждут новые игры и знакомые звуки.
- Сядет тот, кто услышит как звучит инструмент на картинке.
( На столах картинки: баян, пианино, труба, гитара, флейта, барабан; дети слушают звуки музыкальных инструментов, садятся).
- Назовите, какой слышали инструмент?
- Назовите одним словом, инструменты какие?
Чтобы играть было интересно, надо:
Слушать - внимательно,
Думать - обязательно,
Говорить - старательно.
2. Сказка «Два брата - колокольчика».
Цель: развивать слуховое восприятие.
Жили-были два брата - колокольчика.
Младший брат - колокольчик с красным бантом - гласный звук.
Старший брат - колокольчик с синим бантом, согласный, звонкий,
твердый звук.
Однажды пришел старший брат к младшему в гости и решили они
спеть свои песни.
Игра: «Какой колокольчик звенит?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
(Звучит фонограмма - звон колокольчиков).
- Какой колокольчик вы услышали:
- в начале?
- в середине?
- в конце?
3. Игра «Живые звуки».
Цель: развивать фонематический слух, умение делать звуковой анализ.
а) «Поймай звук - вернее слог». Маленький колокольчик - звук «А». Большой колокольчик - звук «М». Ответ: «А» «М» и т. д.
б) Выдели звук «М» из ряда согласных: (руки в замок — выталкивание вперед). П К Т М Н Х М Т П М К М и т. д.
в) В слогах: ТА ПА МА УК ОМ и т. д. (руки в замок - на затылок).
г) Звук «М» в словах: (встали - подпрыгнули)
дом, маска, гном, гастроном и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика «Мячик».
Цель: Развитие речевого внимания, слухового восприятия; закрепление ориентированности в собственном теле и в пространстве (справа - слева, впереди - сзади, закрепление употребления предлогов.
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними,
И перед грудью его подержи,
К левой руке не спеша положи,
За спину спрячь,
И затылка коснись.
Руку смени, крепко мячик сожми,
Правого плечика мячик коснется,
И не надолго за спину вернется,
Взад-вперед его качу,
Влево-вправо, как хочу.
Сверху левой, снизу правой,
Я его катаю браво,
Поверну, а ты проверь,
Сверху левая теперь.
5. «Разноцветный сундучок».
Я загадку положила
В разноцветный сундучок,
Ну-ка, Таня, загляни,
Вынь картинку - назови.
(ребенок достает картинку, называет: ромашка).
Игра «Ромашка».
Цель: развивать фонематический слух, умение находить место звука «М» в слове.
(дети срывают лепестки с картинками, в названии которых есть звук «М», проговаривают картинку, садятся и определяют место звука «М» в слове).
Игра «Игрушки гуляют».
6. Физминутка.
(звучит фонограмма)
Дети садятся на стульчики перед столами.
7. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
«Утром рано солнце встало,
Всех детишек приласкало».
8. Игра «Солнечная полянка».
Цель: развивать слуховое восприятие, фонематический слух; обогащать словарный запас.
Игра «Волшебные цветы».
9. Пальчиковая гимнастика «Цветы».
«Наши алые цветы,
Распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет».
10. Игра «Угадай игрушку».
Цель: развивать слуховое восприятие, фонематический слух. {звучит фонограмма, дети угадывают игрушки).
Сюрпризный момент: игрушка «Незнайка» - называет игрушки: мамалет, масына, балабан и т. д.
Раздается смех из мешочка:
- Почему мешочек смеется?
11. Игра: «Скажи, как я» (с мячом).
Цель: развивать слуховое восприятие, фонематический слух, умение выделить голосом названный звук.
доМ, гастроноМ, дыМ, Машина, Маша и т. д.
12. Игра «Длинные - короткие слова»
(мягкая игрушка - колобок)
Цель: уметь различать длинные и короткие слова.
Кот - кошка, дом - домище,
Пес - собака, сом - сомик,
Гном - гномик, дым - дымок,
Ком - комок, лук - луковица.
13. Игра «Услышь слово с заданным звуком».
Цель: развивать слуховое восприятие, речевое внимание, фонематический слух.
Маша ела кашу.
Мальчик пьет молоко.
Маша купила ленту.
Даша моет руки с мылом.
14. Игра «Глухие и звонкие согласные».
В конце слова без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы сад,
Проверяем сады.
Завод - заводы.
Плод - плоды.
Воз - возы.
Гриб - грибы.
Сапог - сапоги.
15. Итог: В какой стране мы были?
Что вам понравилось?
Какие новые игры вы запомнили?