наталья логачева
«Агрегатные состояния воды». Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-экспериментальной деятельности: "Агрегатные состояния воды"
Подготовила и провела:
воспитатель высшей квалификационной категории
Н. Н. Логачева
Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о воде.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с агрегатными состояниями воды – паром, льдом, их свойствами, использованием, применением;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- учить образовывать глаголы от прилагательных, существительных; упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании существительных с числительными;
- учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Развивающие:
- развивать психические процессы, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Словарная работа:актуализировать словарь по лексическим темам «Животные и птицы Арктики и Антарктики», «Транспорт», «Деревья». Знакомство с новыми словами – «парная», «ледокол», «глыбы», "Айсберг"
Оборудование: герой – Незнайка, картинки - снеговик, облако, Мойдодыр. Зеркала (на каждого ребенка, термос с горячей водой. Тарелочки с кусочками льда, салфетки (на каждого ребенка). Фото тумана, корабля ледокола, северное и южное полушария, круговорот воды в природе (использование ИКТ). Изображение двух льдин, предметные картинки животного мира Арктики, Антарктиды. Опорная схема (карточки - пиктограммы) для составления описательного рассказа о воде.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр презентаций про животных и птиц Арктики и Антарктиды. Беседы по лексическим темам: «Деревья», «Транспорт». Знакомство с пиктограммами. Опыты с водой. Продуктивная деятельность: изготовление корабликов и пароходов из бумаги в технике оригами.
Ход деятельности:
I. Орг. момент.
Дети играют. Воспитатель просит подойти к нему.
Повышение интереса
Слышат стук в дверь. В гости к детям пришла девочка Таня и принесла три картинки.
- Ребята, в детском саду воспитательница спросила Таню, что изображено на картинках и что их связывает. А Таня не смогла ответить и пришла к нам за помощью.
Проблемный вопрос
Вы готовы помочь Тане? (Ответы детей).
Установка
- Тогда, садитесь красиво, отвечайте с поднятием руки и полным предложением.
- Ребята, посмотрите на картинки: (снеговик, облако, Мойдодыр).
Проблемный вопрос
-Подумайте, что связывает эти предметы. (Ответы детей).
- Правильно. Все, что вы видите связано с водой.
Вода – это волшебное вещество. С ней происходят интересные превращения.
Таня, оставайся с нами. Ребята расскажут тебе много интересного!
II.Основная часть
Художественное слово
Вода, ребята, - чаровница,
Ведь может чудо с ней случиться:
Нагреешь – пар, остудишь – лед,
Обычно – жидкость (и течет)
В. Баронова
- Что произойдет с водой, если ее нагреть (Ответы детей).
Опыт с горячим паром
Воспитатель открывает термос, из него выходит пар. Подносит стекло (пластинку, на нем постепенно образуются капли воды.
Поисковый вопрос
- Как вы думаете, как пар образуется? (Догадки детей).
Получение новых знаний
- Дело в том, что вода состоит из мельчайших частиц. Когда вода – жидкость,
частицы сцеплены некрепко. А вот когда происходит нагрев, частички начинают двигаться быстрее и, отрываясь друг от друга, образуют пар.
Поисковый вопрос
- Скажите мне дети, а всегда ли мы видим эти частички воды в воздухе?
(Ответы детей).
Опыт с зеркалом
- Сейчас я предлагаю вам взять зеркало и подышать на него. Что произошло (Оно запотело).

Вывод: в воздухе, который мы вдыхаем и выдыхаем содержится пар в виде незаметных частичек.
- На двух опытах мы увидели с вами, что температура пара бывает разной. Какой температуры, может мне кто то сказать? (Пар может быть горячим, и холодным).
- Совершенно верно.
-Ребята, все мы с вами наблюдали одно природное явление. Когда мы выходим на улицу, и ничего не видно. Как называется это явление? (Ответы детей).
- Туман – это тоже вода. Когда вода теплее окружающего воздуха, ее частички поднимаются с поверхности, так образуется туман.
Воспитатель демонстрирует на рисунке.
Обращение к опыту детей
- А теперь вы сами расскажите мне, что такое облако? (Это тоже пар, который поднялся вверх и образовал облако. Когда пара в облаке становится слишком много, пар превращается в воду и выпадает осадками в виде дождя.)
- Представьте, что вдруг, увидели темную, грозовую тучу. Изобразите мимикой ваши ощущения. (Страх, грусть). А теперь, представьте, что вы смотрите на высокое летнее небо и видите легкое, белое облачко. Изобразите ваши ощущения. (Радость).
Закрепление материала
- Сейчас я назову вам одно слово, а вы мне скажете, что это?
«ПАРНАЯ» (Ответы детей).
- Как делают пар в русской бане (Ответ ребенка. На раскалённые камни выплескивают воду. Вода испаряется и превращается в горячий пар.)
- А чем еще пользуются в парной? (Ответ детей).
- Правильно, все любители русской бани используют веник, которым хлещут по телу.
Д/И: «Преобразование прилагательного из существительного»
- Как называется веник из березы – березовый, из дуба – дубовый, из осины – осиновый, из эвкалипта – эвкалиптовый, их можжевельника – можжевеловый, из ясеня – ясеневый, из липы – липовый, из клена – кленовый.
- Дети, издавна считается, что ходить в баню и хлестаться веником - выгонять хворь из тела. Вот и мы сейчас с вами отправимся в баню.
Физминутка
В баня русскую пойдем, веник мы с собой возьмем – маршируем, берем веник
В тазик веник положили, кипятком его залили – имитируем движение
Чтобы ветки растянулись, а листочки развернулись – встаем на носочки, тянемся вверх.
Пару надо нам поддать, будем камни заливать – имитируем движение
И в парной так жарко стало, стен не видно из-за пара –сильно дуем.
Веник тут же в ход пускаем, хорошенько отхлестаем: спину, руки, шею, бок, и живот, и икры ног – хлопаем по различным частям тела руками, имитируя движение веника.
Из парилки выбегаем, прямо в белый снег ныряем – бег на месте, "ныряем" в сугроб.
Как захватывает дух! Холод бане – лучший друг! – сцепляем ладошки.


- Садитесь, ребята. О каком состоянии воды мы с вами говорили? (О паре).
- А теперь поговорим о том, что будет с водой, если ее сильно охладить, заморозить. (Ответы детей: станет льдом, сосулькой, снегом).
Получение новых знаний
- Это происходит потому, что частицы воды при низкой температуре сближаются, крепко соединяются друг с другом (образуют кристалл – снежинку, иней, лед).
- Я предлагаю вам сейчас сесть за столы.
Опыт со льдом
Детям раздаются тарелочки с кусочками люда.
Обращение к опыту детей
- Давайте посмотрим на кусочек люда. Что вы можете мне рассказать о нем? (Ответы детей).
- А теперь, возьмите его в руки. Какой он на ощупь? Какой температуры? Что происходит со льдом в руках? (Ответы детей).


Получение нового материала
- Ребята, низкая температура превращает в лед огромные водные пространства не только рек и озер, но и моря, которые находятся вблизи Северного и Южного полюсов. Антарктида — материк, занимающий площадь вокруг Южного полюса. Его омывают воды Южного океана. Почти вся территория Антарктиды покрыта снегом и льдом.
Арктика — это территория вокруг Северного полюса, занимающая большую часть Северного Ледовитого океана.
И в Антарктиде, и в Арктике всегда дуют сильные ледяные ветра, метут метели, а снег лежит даже летом!
В этих широтах ходят особые корабли, такие, что могут колоть и ломать толстые куски льда. Называются эти корабли – ледоколы. А куски, глыбы льда называются – айсберги. Слышали такое слово? Давайте рассмотрим необычный пейзаж с айсбергами и посчитаем их.
Д/И: «Согласование существительных с числительным».
- Но не всех пугает снег и лед. Даже самые холодные места нашей планеты населены животными и птицами.
Д/И: «Две льдины»
Возьмите две льдины и положите перед собой. На одну льдину поместим животных и птиц Арктики, на другую Антарктиды.


-Молодцы!
Закрепление материала
- Итак, мы знаем три состояния воды. Какие? (Жидкое, твердое и в виде пара).
Получение новых знаний
- Ребята, все эти превращения воды переходят из одного состояния в другое – этот процесс называется круговоротом воды в природе. Вода с помощью солнечных лучей нагревается, испаряется с поверхности земли и водоемов, поднимаются вверх и образуют облака. В них происходит сгущение капелек, они тяжелеют и выпадают осадками: дождем, снегом, градом, в зависимости от температуры окружающей среды. Этот процесс повторяется бесконечно.
Дети рассматривают процесс круговорота воды в природе на слайде (или на рисунке).
III. Заключительная часть
- Дети, в заключении нашего занятия, давайте подведем итог. Ответим на вопрос – что мы знаем о воде? А поможет нам в этом карточки – пиктограммы.


1. Цвет.
2. Запах.
3. Вкус.
4. Форма.
5. Температура.
6. Прозрачность. Растворимость.
7. Агрегатное состояние воды.
8. Круговорот воды в природе.
9. Использование воды.
10. Польза и вред.
11. Как нужно относится к воде.
- Молодцы! Наша гостья благодарит вас за такое интересное занятие. Она обязательно расскажет своим товарищам и в следующий раз ответит на вопросы воспитателя!
Спасибо!