Гюльшапар Дусеналинова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Блокадный хлеб — священный дар»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию
«Блокадный хлеб – священный дар».
Цель: Формирование представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
Задачи:
Расширять представления детей о жителях блокадного Ленинграда в годы ВОВ.
Учить помнить героическое прошлое наших участников войн.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Блокадный хлеб — священный дар“» размещена в разделах
Воспитывать патриотические чувства, уважение к её историческому прошлому и гордость за её великую победу и благодарность за подвиги соотечественников в годы Великой Отечественной Войны.
Расширить словарный запас, связную речь, активизировать словарь.
Словарная работа: блокада, «дорога жизни», паёк.
Оборудование и материалы: презентация «Блокада Ленинграда». Стенд с наглядным материалом о Блокаде, 125гр. хлеба (заранее взвесили в столовой); 2 стола;
Предварительная работа; Подборка книг, иллюстраций и картин. Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей о защитниках Отечества, о Великой Отечественной войне, о подвигах: Л. Воронкова "Девочка из города", А. Гайдар "Поход", В. Осеева "Три сына" и др. Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей. Подготовка тематической выставки детских рисунков, посвященной к 9 Мая ко Дню Победы. Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь?
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый… Хлеб
- Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. (Показываю на ладошке чёрный хлеб.)
- Как вы думаете, почему я хотела поговорить именно о хлебе в канун праздника Дня Победы? (Ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны на жителей города Ленинграда (Санкт – Петербург) напали фашисты. Началась блокада. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей они были самые страшные, обрушился страшный голод, а для жителей города блокада означала – смерть. Никакого подвоза продовольствия к городу не было.
- Кто из вас, ребята, слышал это слово - блокада? Как вы думаете, что оно обозначает? (Дети высказывают предположения)
Вражеские немецкие войска захватили, взяли в кольцо славный непокорный город Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в город и выйти из него. Именно это и называется блокадой.
В городе оставалось более трёх миллионов жителей, среди которых были и дети, кругом был слышен вой сирены, постоянные обстрелы, летящие с неба бомбы. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла, воды и еды. К людям все ближе подкрадывался голод, они болели, замерзали, страдали, погибали, но верили, что про них не забыли, о них помнят.
- Кто из вас слышал рассказ или видел по телевизору, как ленинградцы питались, чем кормились во время блокады? (Дети делятся своими знаниями)
В это время главным врагом Ленинграда был голод, для жителей самым вкусным и сладким для них была не конфета, а единственный продукт питания был вот такой (фото№1 и кусок хлеба чёрного) крошечный ломтик черного хлеба, который выдавали по специальным карточкам (фото №2). Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его на руке, а это было всё, что можно было съесть.
Наш хлебный, суточный паек,
Ладонь и ту не закрывает.
Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.
И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не возобновляется!» Она была дороже денег, картин и шедевров искусства.
Пайка блокадного хлеба.
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок, он был некачественный, пополам с целлюлозой и прочими примесями.
Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг беспощадно бомбил город и днём и ночью. Лишь только одна дорога связывала блокадный осаждённый город с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином, поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев, по ней смогли эвакуировать, вывозить часть населения (обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков) и доставляли самые необходимые продукты, медикаменты, боеприпасы для войск, поэтому её назвали «Дорогой жизни». (фото№3,4)
Дорогой жизни шёл к нам хлеб.
Дорогой дружбы многих, к многим.
Ещё не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.
О. Берггольц «Ленинградская поэма» 4 глава
Дорога жизни.
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Всё же идет машина.
Хлеб в Ленинград везет
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас! (фото№5)
- Как вы думаете, что такое «дорога жизни»? (Ответы детей)
В память о Блокаде Ленинграда было написано большое количество стихов, картин, музыкальных произведений. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба. (фото№6)
- Как вы думаете, глядя на вас, наши прадеды обрадуются, за то, что вы бережно относитесь к хлебу?
-А всегда ли вы всё съедаете? (Ответы детей)
-Вызовет ли радость у старшего поколения то, что вы знаете цену хлебу, умеете беречь его?
Рефлексия:
-О чём мы беседовали?
-Почему в городе сложилось тяжелое положение?
-Что такое блокада?
-Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
-Что такое «Дорога жизни»?
-Где она проходила?
-Какие вы испытываете чувства, когда слушали стихи о блокадном Ленинграде?