Получи документы

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»

Ирина Лепёхина
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»

МКДОУ «Киреевский д/с «Солнышко»

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Русская изба»

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах

- Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (изба, домашняя утварь, внешнее и внутренне убранство).

- Формировать представления детей о вере наших предков в Домового- духа дома.

-Обогащение словаря: наличники, ставни, домовой.

- Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, предложения, делиться впечатлениями.

- Учить делать сувенир- оберег по показу воспитателя, доводя начатое дело до конца, поощрять инициативу при выполнении работы.

- Воспитывать интерес к самобытной красоте жизни наших предков.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и видеофильмах о быте наших предков, чтение художественной литературы, экскурсия в краеведческий музей экспозиция «Изба», оформление мини – музея в группе «Изба» с помощью родителей.

Ход деятельности.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти иллюстрации внимательно. Скажите, на какой из них изображена городская улица?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: А эта улица где находится (показывает деревенскую улицу)

Воспитатель: Чем же она отличается от городской?

Воспитатель: Дети, а из чего построены деревенские дома?

Ответы детей: (из дерева, кирпича)

Воспитатель: Да, вот такие красивые дома строят сейчас. Но были времена, стояли на природе, на просторе деревянные избы, в которых жили наши прадеды. Из чего строили их?

Ответы детей: Из брёвен.

Воспитатель: Что же такое изба?

Ответы детей: Изба- это жильё из брёвен с печью.

Воспитатель: В старину очень серьёзно относились к строительству дома. Какую пословицу сложили о строительстве дома?

Ответы детей: Дом построить – не шапку на голову надеть!

Воспитатель: Почему так говорят?

Ответы детей: Дом построить очень- очень трудно, много трудиться надо.

Воспитатель: Непростое это дело! Сначала выбирали место, где ставить избу. Выпускали корову, ходит она, щиплет травку, а где приляжет, там и стоять избе. Вот как доверяли чутью коровушки- кормилицы. Как вы думаете, какие деревья использовали для постройки избы?

Ответы детей: Крепкие, прямые, сосновые- они хорошо сохраняют тепло.

Воспитатель: Посмотрите, как строились в старину деревни (осмотр макета деревни). Обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: В центре, на пригорке ставили церковь, а избы строили по кругу, как вы думаете, почему?

Ответы детей: В случае беды можно было быстро прийти на помощь друг другу.

Воспитатель: Кстати, а помните, почему дорога между домами называется «улицей»(высказывания детей)

Воспитатель: Да, дети, люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на улицу (показ, называли «лицом».Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково- оконцами. Их украшали наличниками (показать, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями (показать, и весь дом погружался в сон. А теперь я приглашаю вас зайти в избу и рассмотреть её устройство (пригласить к компьютеру, демонстрируя фрагмент видеоролика).

Воспитатель: Чтобы попасть в избу, мы вместе с хозяином поднимаемся на крыльцо. Здесь в сенях зимой холодно, но толстые брёвна не пускают холод в избу (стоп кадр). посмотрите, заходя в избу, хозяин нагнулся, как вы думаете, почему сделан такой неудобный проём, почему порог высокий, притолока низкая? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, притолока низкая, чтобы не уходило тепло из избы, а порог высокий, чтобы холод из сеней не пробирался. Сразу у входа было место хозяина дома. Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. Наш хозяин рыбак плетет новую сеть. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы. Под иконами букет из колосьев пшеницы и еще несколько колосков- под потолком- чтобы жить в сытости. Дети играли тоже на лавках. С другой стороны двери, слева, стояла печь и полати, здесь царствовала хозяйка (стоп). Что здесь вы видите на полках? Какие предметы вам знакомы? (вспоминают экскурсию в музей).

Воспитатель: А что это за странный человечек мелькал на экране?

Ответы детей: Домовой.

Воспитатель: Никто никогда не видел его, но наши прадеды считали, что он охраняет дом от зла и беды. Нам по сказке известен домовёнок Кузя- весёлый, задорный мальчишка, другие представляют его старичком, но в любом случае он считался оберегом дома. По поверью он жил за печкой, а хозяева задабривали его молоком да хлебушком. Вот у меня в руках современный оберег, который я купила в магазине. Видите, какой забавный старичок- домовой! А в старину такие куклы- обереги делались из простых лоскутов, да ниток нашими прабабушками. Я приготовила лоскутки, тесьму, чтобы смастерить куклу оберег, внимательно посмотрите и запомните, как я это делаю, тогда и у вас все получится. Надо взять квадратный лоскуток, в его центр положить вату лоскутом и обвязать тесьмой. Это будет голова. Эти уголки обвязать тесьмой, это ручки, а на голову повяжем косынку. Кукла- оберег готова. Я её оставлю в группе, чтобы она оберегала нас. А теперь вы приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Вот какие замечательные куколки-обереги получились у вас! Возьмите их домой, найдите укромный уголок, и пусть они берегут вас от всех бед и болезней! Возьмите свои обереги и присядьте на свои места. Дети, как бы не оберегали своё жилище наши прадеды, но доброму гостю в избе всегда были рады, его сажали в красный угол на почетное место, угощали всем, что было на столе. Вспомните, пожалуйста, поговорки о русском гостеприимстве.

Ответы детей: Не красна изба углами, а красна пирогами. Что есть в печи- всё на стол мечи.

Воспитатель: Замечательно то, что в наше время не забывают мастерство своих предков, украшают свои дома разными узорами. Полюбуйтесь искусством современных умельцев (видеоролик) (2 мин. 30 сек.)

Публикации по теме:

Проект «Русская изба» (старшая группа) Проект «Русская изба». Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования.

Конспект занятия «Стоит изба из кирпича, то холодно, то горяча» Программное содержание: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы. Ход занятия: Воспитатель: Ребята,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД