Нина Белова
Конспект занятия в старшей группе «Наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе.
Воспитатель Белова Нина Александровна
Тема: «Наши имена».
Цель:
дать представления об образовании русских имен, значении имени для человека, по-знакомить с понятием «тёзка»,
развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам,
формировать навыки вежливого обращения к окружающим, воспитывать чувство са-моуважения,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Наши имена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз и т. д., соотносить палочки Кюизенера с цифрами.
Продолжать формировать гендерные представления.
Материал: кукла-младенец, карточки, палочки Кюизенера, буквы, календарь, мяч, игра «Как растет твоё имя».
Ход занятия:
I. Вношу куклу- младенца. Ребята, вот родился младенец, маленький человечек. Что нужно сразу сделать? Правильно, придумать ему имя, назвать его. Но чтобы назвать этого малыша, что мы должны знать? (мальчик это или девочка). сегодня мы с вами пого-ворим об именах.
У каждого человека, живущего на Земле, есть имя. Для чего человеку дают имя? (По имени можно узнать, девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить, молодой это человек или пожилой). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имен. У вас тоже есть имена.
Дидактическая игра «Назови своё имя» (Дети передают мяч и называют своё имя или показываю буквы – ребёнок называет имя с этим звуком).
II. Всё в мире совершенствуется, меняется, меняются и имена. Раньше на Руси наши предки имели другие имена. Например, Добрыня. Как вы думаете, что означает имя Добрыня? (Делающий добро). Любомир? (Любящий мир). Владимир? (Владеющий ми-ром). Мальчику могли дать имя Лев. Как вы думаете, почему? (Родители хотели, чтобы ребёнок был сильный и храбрый). Имена бывают разные, бывают редкие: Варвара, Нонна, Савва, Клавдия, Агафья, Анфиса. Какие редкие имена вы знаете, встречались в русских народных сказках? (Василиса, Дарья, Пелагея). Раньше детям давали имена при крещении, и только те, которые были записаны в Святцах. Сейчас родители могут выбрать любое по-нравившееся имя или тоже обратиться к специальному календарю, где записаны все рус-ские имена. У меня есть календарь, но он не специальный, хотя здесь тоже можно выбрать имя.
Вот сейчас мы и придумаем имя нашему младенцу. (Выбираем имя по календарю).
III. У каждого человека своя история имени. Могут быть у девочек имена, как названия цветов. Вы знаете такие имена? (Лилия, Роза, Маргарита). Почему родители да-ют детям такие имена? (мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными, как цветы).
Скороговорка
Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Каждое имя что-нибудь обозначает. Многие имена пришли к нам вместе с христианской религи-ей из Греции.
Например:
Иван – значит «божий подарок»
Александр – «защитник людей»
Максим – «величайший»
Никита – «победитель»
Ирина – «мир, покой»
Вера – «от слова «верить»
Софья – «мудрость»
Каждому человеку приятно слышать своё имя.
Физминутка – игра «В нашей группе».
В нашей группе дав Максима,
Владик, Лиза, Яна, Дима.
Саши два и три Артёма,
Ласково зовём их Тёма.
Насти две, Катюша, Лёша,
У него есть друг хороший.
Это Ваня. Он у нас
Собирается в первый класс.
Есть Валера и Семён,
Очень дружен с Полиной он.
Никита есть, Камилла,
Две Софьи, одна Дина.
Вот такая у нас картина!
Иногда вы кричите друг другу: «Эй ты, иди-ка сюда!» это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли звать так человека? Вы отказываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если кто-то зовёт таким образом.
Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем.
Игра «Знакомство».
Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как это сделать? Вы-зываю двух детей и предлагаю познакомиться.
Правила знакомства:
1. Если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание.
2. После знакомства говорят «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться. Или – рада нашему знакомству.
3. Надо подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то пер-вой руку подает девочка.
Итак, имя мы узнали.
Но тут ещё одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у по-дружки, у Оли?» Может кто-то из вас догадался, сколько?
Читаю:
Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Олей зовут эту девочку в школе.
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажи-ка, мне посчитает,
Сколько имён у подруги моей?
Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Ребята, а какое полное имя у Оли? – (Ольга).
Да, бывают имена полные и неполные. Например, Екатерина – Катя, Катюша, Катенька или – Нина.
IV. Хотите узнать, как растет ваше имя?
Игра «Как растет имя»
Показываю три цветка: маленький, средний и большой. Рассказываю про своё имя. Вызываю ре-бёнка, он берёт цветы и рассказывает про своё имя.
V. А теперь, ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в сказку.
Раз – налево посмотри,
Два – направо посмотри,
Три, четыре – вверх и вниз
И по кругу пробегись
Глазки ты на миг закрой,
Целый мир перед тобой.
Открывай скорее глазки,
Попадем сейчас мы в сказку.
Я – фея, у меня волшебная палочка, я вас всех превращаю: девочек – в принцесс, мальчиков – в рыцарей. Вы должны помочь оживить сказочных героев – девочки-принцессы оживляют рыцарей, а мальчики –рыцари – принцесс.
Садитесь за столы и начинайте работать. Потом нужно придумать имя своему рыцарю или принцессе.
Итог: Молодцы, ребята. Вы сегодня много нового узнали о своих именах. Не забудьте рассказать своим родителям.