Лаптева Любовь Егоровна
Конспект занятия в старшей группе «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия старшей группе
«Звездочки»
«Устное народное творчество»
воспитатель: Лаптева Л. Е.
Старшая - подготовительная группа
Цель: Дать детям понятие, что такое устное народное творчество
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:Познакомить детей с жанром легенд и преданий. учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи.
Развивающие:обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки);
Воспитательные:Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Материалы оборудования: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозапись с музыкой. иллюстрации сказок, картины «Озеро Байкал».
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок о добре и дружбе, драматизация сказок.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Организационный момент
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
- Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!
Воспитатель: Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России,
Как называются жители нашей страны?
Дети: Россияне.
Воспитатель:Правильно. Россия- большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке говорят россияне?
Дети: На русском.
Воспитатель:Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.
В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся : сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
Воспитатель. Почему сказки называют народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. А какие сказки вы знаете?
Я предлагаю вам словесную игру «Сказочное лото» Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название и находите картину к этой сказки из всех картин, что лежат на столе (вызываю детей)
Гуси - … (лебеди)
Кощей … (бессмертный)
Конёк - … (горбунок)
Аленький … (цветочек)
Бременские … (музыканты)
Заюшкина … (избушка)
Гадкий … (утёнок)
Золотой … (петушок, ключик)
Мальчик … (с пальчик)
Крошечка - … (хаврошечка)
Федорино … (горе)
Белоснежка и … (7 гномов)
Воспитатель: Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.
Дети рассказывают потешки, прибаутки.
Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Физминутка
- А теперь в круг вставайте,
Дружно поиграйте!
-Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик,
Раз - туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Сели, встали,
Руки кверху все подняли,
А потом пустились вскачь,
Словно мой весёлый мяч.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.
Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений?
Воспитатель загадывает загадки:
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)
Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?
Живет в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие (Кот.)
По снегу бежит-петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (Заяц.)
1. Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь! (Красная Шапочка)
Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья … (Поросята)
Воспитатель:Ребята, а кто нам загадает загадку?
Воспитатель:К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?
Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу
Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, -Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку. После песни дети. Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель:Представьте, что вам необходимо:
• задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;
• раздуть огонь в потухающем костре;
• подуть на горячее молоко, сдувая пенку;
• сдуть с рукава пушинку.
Воспитатель: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
Вот пословица о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим?
А вот пословица о труде: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». (Дети анализируют пословицу.)
А какие пословицы знаете вы?«Дети говорят пословицы.»Нужно научиться понимать их и знать.
А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».
Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).
1. Дрожит как осиновый лист.
2. В воду опущенный.
3. Угорелый.
4. Сидеть сложа руки.
Воспитатель: Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае,
Ребята,все вы знаете об озере Байкал. А как оно появилось сложено не мало легенд.
Самая популярная из легенд о том, как появилось озеро - это предание бурятского народа. Согласно преданию бурятского народа, в давнюю пору случилось сильнейшее землетрясение. Земля разверзлась и языки пламени вырвались из недр. Огонь сжигал все на своем пути. Люди молились всем богам с просьбой остановить адское пламя, но боги не отвечали на их мольбы. Отчаявшись, люди стали заклинать: «Бай гал!» (в переводе – огонь остановись). И случилось чудо – огонь остановился и пропал. А земной разлом начал наполняться чистейшей водой. Так и образовался водоем, названный Байкалом.
Вторая версия происхождения озера более романтическая. Жил да был на свете старик Байкал. Был он властный, богатый старик и была у него дочь, прекрасная Ангара. Старик скрывал ее ото всех и не давал ни с кем встретиться. Но однажды чайки напели ей о веселом и красивом парне Енисее. С тех пор Ангара только о нем и могла думать. Прознал о том Байкал, и запер ее за семью дверями под семьдесят семью замками, решив женить на парне из соседней деревни. Но прямо перед свадьбой Ангара пропала, и он больше никогда ее не видел. Убитый горем он рыдал до самой своей смерти. Слезы вылившиеся из его глаз обратились озером и назвали то озеро - Байкал.
Какая из легенд вам понравилась?
Итог :
Вот и подошло к концу наше занятие.
- Понравилось вам занятие? Что понравилось больше всего?
- Почему?
- Что нового вы узнали для себя
- С чем вы легко справились?
- В чем испытывали затруднения?
- Какую игру покажете дома родителям? - Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти и рассмотреть фотографии озера Байкал
Дети рассматривают фотографии.