Мария Викторовна
Конспект экологического занятия в старшей группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Формировать у детей эстественно-научные представления, уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Публикация «Конспект экологического занятия в старшей группе „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа:
Беседа о воздухе и его значении в жизни живого, рассматривание иллюстраций о пользе и вреде ветра, игра «Мыльные пузыри», загадки о воздухе; чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова; изготовление вертушек, игры с ними.
Материал:
Картинки- символы, иллюстрации с изображением различного воздействия ветра, шарик «Везделет», вертушки, прозрачные пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля, камушки, надувные шарики, кораблик, емкость с водой, звездочки (черная, белая).
Словарная работа: воздух-невидимка, планета, смерч, ураган, буря.
Ход занятия: Первая часть.
Дети заходят в группу, рассаживаются за столы.
- Ребята, посмотрите, у вас на столах стоят стаканчики. Что в них? (Вода).
- А что у меня в стаканчике? (Показываю пустой стакан)
- Давайте разберемся?
(Слышится завывание ветра, в дверь влетает шарик)
-Ребята, это Шарик-Везделет. Он прилетел к нам в гости, принес подарки – различные картинки. Посмотрите на них, понимаете что-нибудь? И я не понимаю, что за картинки и зачем они нужны. Везделёт, зачем нам эти картинки? (Шепчет на ухо). – Ребята, чтобы узнать значение этих картинок, нам нужно сначала отгадать загадки.
Загадки о воздухе:
«Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет». (Воздух, «Есть невидимка: в дом не просится, вокруг нас находится.» (Воздух)
- Молодцы! Правильно. Ребята, воздух окружает нашу Землю.
- А кому нужен воздух? (Людям, животным, растениям)
- Как вы думаете, можно ли увидеть воздух?
- Услышать воздух?
- Почувствовать?
- А давайте проверим?
Опыт №1.
–Возьмите стаканчики с водой и положите в них камушек. Посмотрите, что происходит? (Появляются пузырьки.) Это мелкие пузырьки воздуха. Значит, воздух можно увидеть. А вот чтобы мы с вами хорошо запомнили это свойство воздуха, я помещу на доску вот эту картинку. Одну картинку мы с вами разгадали.
(На доску вывешивается символ)
Опыт №2.
– Мы узнали, что воздух можно увидеть, а можно ли его услышать? Как вы считаете? Сейчас мы с вами это проверим. Вот у меня в руках обычный надувной шарик. Как вы думаете, что в нем? (Воздух)Я буду медленно выпускать его из шарика, а вы слушайте. Слышите, как вылетает воздух, значит, его можно услышать. И вот такую картинку мы повесим на доску. Еще одна загадка разгадана.
(На доску вывешивается символ).
- Ребята, но это еще не все. Подставьте руку. (Выпускаю воздух на руки детей).Чувствуете. Значит воздух можно еще и почувствовать. Еще одна загадка Везделёта разгадана. (На доску вывешивается символ)
Опыт №3.
– Посмотрите, из шарика воздух вылетел. Значит, воздух двигается? Как вы думаете? Движение воздуха – это ветер. Я предлагаю вам побыть ветром. У нас есть вода и кораблик. Вам нужно подуть и создать ветер, чтобы кораблик поплыл по воде. (Дети по очереди дуют на кораблик с различной силой воздуха – ветер: мягкий, нежный, буйный, свирепый.) –Вот какие различные ветры бывают. И мы с вами разгадали следующую загадку нашего гостя.
(На доску вывешивается символ).
Опыт №4.
–Ребята, вдохните и выдохните. Воздух нам необходим, чтобы дышать, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте проверим? Возьмите стаканы с водой и поставьте в них соломинку, выдохните через нее в воду. (В стакане появляются пузырьки.) А вот и еще одна картинка.
(На доску вывешивается символ).
Опыт №5
–Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте. А я знаю, как это проверить. Сейчас вы крепко закроете глаза, а я поднесу к вам стаканчик. Вам нужно, не открывая глаз, угадать по запаху, что находится в стаканчике. (Дети определяют). –Ребята, воздух не имеет собственного запаха, но может распространять различные запахи.
Вот и эту загадку мы разгадали, Везделёт.
(На доску вывешивается символ)
Опыт № 6
– Ребята, как вы думаете, воздух тяжелый или легкий. Можно его взвесить? Давайте попробуем. – У меня есть вот такие замечательные весы. (Берется палочка, на середине которой закреплена веревочка, а к обоим концам привязаны два одинаковых шарика. Палочка подвешивается за веревочку и висит в горизонтальном положении.)
-Подумайте, что произойдет, если один из шариков проткнуть острым предметом. Давайте проверим. (Шарик лопается, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.) Что же произошло? -Шарик без воздуха стал легче. Значит воздух имеет вес.
Вот и последняя загадка нашего гостя разгадана.
(На доску вывешивается символ).
- И так, ребята, посмотрите как много мы узнали о воздухе (условные знаки).
- Воздух можно увидеть.
- Воздух можно услышать.
- Воздух можно почувствовать.
- Воздух двигается.
- Мы дышим воздухом.
- Воздух не имеет запаха.
- Воздух имеет вес.
Физкультминутка.
Ветер гонит облака,
С ним волнуется река.
Он деревья раскачает,
Разнесет их семена.
Ветер парус раздувает
В зной прохладу навевает,
В осень с листьями играет –
В хоровод их собирает.
Часть вторая:
- Ребята, а что такое ветер? (Движение воздуха)
- Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, поднимать пыль, завывать и т. д.)
- Как можно увидеть, куда дует ветер?
- Ветер нам пользу или вред приносит?
- Посмотрите, на столе разложены картинки, на них изображено как ветер помогает и как приносит вред.
(Предложить иллюстрации с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира).
- Вам нужно выбрать картинку с изображением действия ветра, рассмотреть ее. Если вы решили, что на ней изображен ветер приносящий вред, то эту картинку нужно поместить под черную звездочку, если пользу – под белую.
Дети выбирают иллюстрации и рассказывают о пользе или вреде ветра.
-Как человек использует ветер. (Пылесос. Вентилятор)
-Как ветер помогает растениям? (Распространяет семена).
- А как вредит?
Что было бы, если бы не стало воздуха и ветра?
- Молодцы правильно. Нашему гостю пора улетать к другим ребятам. А я вам предлагаю взять на прогулку наши вертушки и поиграть ими с ветром. (Итог занятия).