Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»

Елена Аникина
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»

«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребёнка».

Н. Д. Бартрам

Программное содержание:

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература».

Задачи:

познакомить детей с народными игрушками и историей их возникновения;

познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки;

формировать умения различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства;

научить детей делать матрешку из бросового материала (бутылочка) и пластилина;

развивать познавательный интерес к истории и культуре России;

развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных, отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

способствовать расширению словаря детей;

закреплять правильное произношение поставленных логопедом звуков;

развивать творческие способности и фантазию детей;

развивать чувство цвета при составлении узора;

содействовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

воспитывать любовь к народному искусству;

воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

3

Ход Занятия

Воспитатель - (одета в русский костюм. Одна в группе.)

Ох, денек уж больно долог:

Насчитала сорок елок,

Я на лавке посидела,

Я в окошко поглядела.

Не позвать ли мне ребят?

Вдруг послушать захотят?

Эй, ребята, идите сюда.

(Дети в русских костюмах вбегают в группу)

Воспитатель - Здравствуйте, девчонки - веселушки, озорные хохотушки (русский поклон).

- Здравствуйте, ребята - молодцы, озорные удальцы (русский поклон мальчикам).

- Проходите, гости дорогие, для беседушки, для забавушки. Как когда - то наши прадедушки и прабабушки. Расскажу где была, да что делала. (Дети садятся на лавочки).

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем дорогой.

- Что я могла принести с ярмарки дорогого и ценного? (Игрушки, посуду, вещи, вкусности)

- Давайте не будем гадать, а я вам все покажу.

Беседа с элементами игры "Что из чего?"

(Воспитатель достает из сундучка игрушки по одной)

1. Узелковая кукла.

• Что это?

• Почему так называется? (Ручки и ножки делали при помощи узелков)

• Её делали из лоскутка, значит она какая? (Лоскутная)

2. Кукла - пеленашка.

• Для чего её делали? (Её клали в колыбель ребенку, чтобы его не сглазили)

3. Кукла - закрутка.

• Почему так называется? (Тряпицу закручивали и получалась кукла)

• Её делали из тряпицы, значит она какая? (Тряпичная)

4. Кукла из соломы.

• Она какая? (Соломенная)

- Почему куклам не прорисовывали лицо? (Люди считали, что через лицо в куклу может вселиться душа. А душа может быть добрая и злая)

5. Дымковская барышня.

• Из чего делали? (Из глины)

• Значит она какая? (Глиняная)

6. Свистулька.

• Из чего сделана?

• Значит она какая?

• Каким узором расписана? (Хохломским)

7. Филимоновская игрушка гармонист.

• Её красиво расписывали, значит она какая? (Расписная)

8. Богородская игрушка.

• Как называется? (Кузнецы)

• В чем особенность? (Эти игрушки подвижные)

Воспитатель - Что я принесла с ярмарки? (Игрушки)

- Это народные игрушки - настоящее сокровище русского народа. Они очень знамениты и ценятся во всем мире.

- А в чем их ценность и богатство? (Они сделаны руками мастеров, людей)

- А в сундучке еще кое - что осталось. Отгадайте из загадки:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

- И вот вам задание:

Мне ребята помогите

И матрешек соберите.

И расставьте по местам

На радость вам и всем гостям.

Игра "Соберём матрешек"

(Дети берут половинку матрешки, находят пару и расставляют игрушки по росту)

Воспитатель - Молодцы, ребята. Потрудились на славу. Давайте полюбуемся матрешками.

группу входит Матрешка в косынке, сарафане, с корзинкой в руке и плачет. Играет взрослый)

Воспитатель - Ребята, к нам кто-то идет. Здравствуй. А почему ты плачешь?

Матрешка - Я не знаю кто же я.

Помогите мне друзья.

Воспитатель - Не плачь. Может мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята посмотрите внимательно.

Что за красная девица?

И румяна, круглолица.

В сарафане расписном

И в платочке с узелком.

Разрумянилась немножко.

Это ж русская. Матрешка!

Матрешка - Я Матрешка? А что это - матрешка?

Воспитатель - Мы с ребятами много о матрешке знаем и сейчас тебе все расскажем.

- Матрешка - народная игрушка, символ нашей страны - России. Матрешка наш национальный сувенир.

Матрешка - А что такое сувенир? (Подарок на память о нашей стране).

Воспитатель - Матрешка - игрушка с секретом.

- В чем ее секрет? (Внутри самой большой матрешки прячутся сестрички "Мал мала меньше"). - Мы даже об этом знаем потешку.

Русская народная потешка с движениями:

Шли матрешки по дорожке

Было их немножко:

Две Матрены, три матрешки

И одна Матрешечка.

Воспитатель - Давайте вспомним самых знаменитых матрешек. (Семеновская, загорская, майданская)

Матрёшка - А я какая матрёшка? Откуда?

Воспитатель - А мы сейчас поиграем в игру "Наряд для матрешек" и ты сама догадаешься где твоя Родина.

Игра "Наряд для матрешек"

(Перед детьми три плоскостных силуэта матрешек с прорисованными лицами. Ребята накладывают на матрешек различные детали: косынка, ручки, фартук, узоры, бусы и т. д. и по определенным особенностям наряда, узора определяют какая матрешка.)

Особенности матрешек:

Загорская матрешка:

• рубаха с вышивкой;

• косынка с росписью;

• в руках обязательно какой-либо предмет;

• узор из маленьких цветочков;

• может быть украшена бусами.

Семеновская матрешка:

• косынка с вышивкой;

• на сарафане пышный букет цветов, смещенный в сторону;

• чаще для росписи используют желтый, лимонный цвет, узор красный, зеленый.

Майданская матрешка:

• цвета: малиновый зеленый черный;

• нет косынки, на голове полушалок с цветами;

• нет сарафана и фартука, есть овал с цветами и ягодами;

• волосы - кудряшки.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, наша матрешка какая? (Загорская. У нее косынка, в руках корзинка).

Матрешка - Спасибо, дети! Теперь я знаю где моя Родина.

Воспитатель - А знаешь ли ты матрёшка, сколько лет самой первой игрушке матрешке?

Матрешка - Моей прапрабабушке? Нет не знаю. (более ста лет)

Воспитатель - Ребята, давайте вспомним историю матрешки.

Беседа с использованием ИТК

1 Старик Фукурума - Что это? (Японская деревянная игрушка с сюрпризом старик Фукурума. Внутри него спрятаны фигурки поменьше).

- Эта фигурка стала образцом для нашей Матрешки.

2 Матрешка с петухом - А это что? (Первая матрешка - Матрешка с петухом).

3 Восемь кукол - Сколько кукол было в первой матрешке? (8)

- Почему куклу назвали Матрёшкой? (От распространенного в те времена русского имени Матрена)

4 Звездочкин - Назовите имя токаря, который первый выточил матрёшку. (Василий Звездочкин)

5 Малютин - Кто расписал первую матрёшку? (Сергей Васильевич Малютин)

6 Бревна - Из каких деревьев делают матрёшек? (Липа, береза)

- Деревья спиливают весной и сушат 2-3 года.

7 Заготовки - Что делают из бревен? (Заготовки)

8 Роспись матрешки - Что делают с заготовкой? (Её расписывают, покрывают лаком и сушат в печах)

9 Роспись матрешки - Посмотрите как мастерицы расписывают матрешек.

10 Матрешки - Получаются разные, не похожие друг на друга куклы матрешки.

Слайды "Наши матрешки"

(На экране появляются слайды с детьми и пошаговое изготовление матрешек из бросового материала (бутылочки) и пластилина)

Матрешка - Ой, ваших детей и там и тут показывают. Надо же до чего техника дошла.

Воспитатель - Это не техника дошла. Это мы с ребятами освоили новый способ изготовления матрешек. Давайте расскажем о нем гостям и Матрёшке.

11 Бутылочка и пластилин - Что нам понадобилось для работы? (Нам понадобились бутылочка и пластилин)

12 Обмазываем - Для чего нужен пластилин? (Мы пластилином обмазали бутылочку)

13 Голова - Что мы сделали дальше? (вылепили голову и соединили детали)

14 Заготовки - Что у нас получилось? (Заготовки)

15 Крахмал - Что мы сделали дальше? (Мы обработали заготовку крахмалом, чтобы легко было покрыть краской)

16 Белая краска - Какой следующий шаг? (Мы покрыли заготовку белой краской на водной основе)

17 Желтый и красный - Ребята, что было дальше? (Мы раскрасили заготовки в желтый и красный цвета)

18 Заготовки - Вот такие желто-красные заготовки у нас получились.

19 Матрешка ожила - А вот уже матрешки смотрят на нас своими глазками.

Воспитатель - Нам остался последний шаг - самый ответственный и интересный. Какой? (Нужно расписать матрешек).

- Перед работой отдохнем и разомнем пальчики.

Физ. минутка с пальчиковой гимнастикой

Хлопают в ладошки дружные матрешки.

На ногах сапожки, топают матрешки.

Влево, вправо наклонились.

Всем знакомым поклонились.

Нас матрешечки опять

Просят их нарисовать.

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали, сжали.

Кулачки разжали, сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас детвора за работу всем пора.

Мастера, скорей за дело. Украшай матрешек смело.

Дети расписывают матрешку. Раскрашенные матрешки выставляются на отдельный стол.

Воспитатель - Ай да молодцы! Ай да умельцы! Полюбуйтесь матрешками. Каждая хороша по-своему. Вы настоящие мастера - золотые руки. Этих матрешек мы подарим нашим мамам, как сувенир на память.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

Матрешка - Теперь я все о себе знаю. А еще я знаю, что мы матрешки умеем здорово танцевать.

Танец "В лавке на прилавке. "

Матрешка - Мне пора ребята. Спасибо вам за помощь.

Публикации по теме:

Перспективное планирование на неделю в первой младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» День недели Тема Мероприятие Интеграция ОО понедельник Курочка – Ряба - Чтение сказки с показом на фланелеграфе. - НОД «Корм для цыплят».

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 15:35
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны...
Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны птичьего мира». Выполнила: Карловская Оксана Анатольевна МАДОУ...
Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...