Получи документы

Конспект занятия с элементами ТРИЗ в старшей логопедической группе «Фруктовое путешествие»

Екатерина Березина
Конспект занятия с элементами ТРИЗ в старшей логопедической группе «Фруктовое путешествие»

Цель: обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, относить видовые понятия к одному родовому, сравнивать, рассуждать.

Задачи:

- обучающая – продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть противоположности в предметах, называть их; формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

- развивающая – развивать творческое воображение у детей, используя прием «эмпатию»;

- воспитательная – воспитывать интерес к занятию, умение выслушивать других детей и педагога, не перебивая их.

Публикация «Конспект занятия с элементами ТРИЗ в старшей логопедической группе „Фруктовое путешествие“» размещена в разделах

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи (яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан, слива, киви, виноград, персик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей (яблоко, апельсин, капуста, персик, тарелка с нарезанными фруктами, персиковый сок, сухофрукты, сливовое варенье, цукаты, пастила, яблочный компот.

Демонстрационный материал:

Березовые, дубовые, кленовые, осиновые, рябиновые листья, вырезанные из цветной бумаги.

Дидактическая игра: «Фруктовое дерево».

Ход занятия:

1. Оргмомент. Приветствие.

(Дети здороваются стоя. Присаживаются на стулья, расставленные на ковре. Педагог дает инструкцию детям о том, как нужно сидеть)

2. Артикуляционная гимнастика по мотивам «Сказки о Веселом Язычке».

Основные упражнения:

«Заборчик-трубочка»

«Язычок спит»

«Маляр»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

3. Беседа об осени.

Логопед : Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный персонаж – Незнайка. Пришел он к нам очень грустный. Знаете, почему? Вот что он рассказал мне. Незнайка решил для своих друзей устроить «праздник урожая», а готовить не умеет. Все над ним смеются и говорят, что ничего он не знает. Незнайка решил обратиться к вам, ребята, за помощью. Поможем ему? (да)

Логопед : А знаешь ли ты, Незнайка, когда убирают урожай? (нет). Ребята, подскажите Незнайке. (Осенью). Расскажите Незнайке, что вы знаете об осени? (Осенью холодно. Осенью небо серое, хмурое, пасмурное. Осенью моросит дождь. Осенью солнце светит, но не греет. Листья желтеют. Осенью осыпаются листья. Трава увядает. Птицы улетают в теплые края. Осенью люди одеваются тепло. Осенью собирают овощи и фрукты).

4. Дыхательная гимнастика

(Дети стоя выполняют дыхательные упражнения).

Логопед : Ребята, представьте, что за окном снова золотая осень. Осень рассыпала разноцветные листочки. Посмотрите, какие они красивые! А почему листья осыпаются с деревьев? (Дует сильный ветер). Давайте вместе с Незнайкой соберем несколько золотых листочков и подуем на них.

(Дети находят на полу среди бумажных листьев натуральные. Поднимают их и дуют на них. Педагог объясняет детям, как нужно дуть).

Логопед : Ребята, как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Листопад). Полюбуемся на красивые листья и подбросим их вверх. Пусть листочки летят и укроют разноцветным ковром всю землю!

5. Упражнение на развитие общей моторики. Игра «Осень в гости к нам пришла».

(Дети поднимают руки вверх и демонстрируют качание веток на ветру, падающие с деревьев листья).

6. Сообщение темы занятия.

(Дети присаживаются за круглый стол).

Логопед : Ребята, Незнайка принес с собой волшебный мешочек. Давайте заглянем в него и узнаем, что там.

7. Активизация предметного словаря. Игра «Чудесный мешочек».

Логопед : Вот, что говорит нам мешочек:

<Я мешочек не простой,

А мешок с секретом:

Как узнаешь, что во мне –

Расскажи об этом>

(Педагог открывает мешочек).

8. Активизация словаря признаков. Игра «Опиши на ощупь».

(Каждый ребенок достает по одному фрукту, рассказывает о нем и кладет в вазу. Педагог задает наводящие вопросы детям).

Логопед :

Дана, что подсказали тебе ладошки? Яблоко какое в твоих руках? (Твердое, гладкое, круглое)

Глаза что увидели? (Яблоко зеленое, круглое, большое).

Что почувствовал нос? (Запах). Как пахнет яблоко? (Вкусно).

А если яблоко испорчено? Как оно пахнет? (Не вкусно).

Можно кушать такое яблоко? (Нет, это вредно для здоровья).

(И так дети исследуют по порядку все фрукты : трогают их, смотрят на них, нюхают).

Логопед : Ребята, исследуйте фрукты.

Азалия, что это? (Груша).

Как ты узнала, что это груша? (Увидела глазами).

Еще как? С помощью чего? Какие действия ты выполняла с грушей? (Я ее трогала, смотрела, нюхала)

Значит, что тебе помогло определить, что это груша? (Руки, ладошки, пальцы, глаза, нос)

9. Упражнение в склонении существительных в родительном, винительном, предложном падеже в единственном числе. Игра «Фрукты в вазе».

(Дети кладут фрукты в вазу)

Логопед :

Ребята, что это? (Фрукты)

Чем фрукты отличаются друг от друга? Посмотрите на них. Они все одинакового цвета? (Нет) Значит, отличаются цветом. Еще чем? (Формой, размером, величиной). А чем фрукты похожи? (Фрукты растут в саду на дереве и кустарниках).

Что нам помогло исследовать фрукты? (Руки, глаза, нос).

10. Физкультминутка.

<Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она.

Разукрасила наш сад,

Подарила – листопад. >

11. Активизация словаря признаков по качеству предметов. Игра «Угадай фрукт и опиши его на вкус».

Логопед : Ребята, какие действия можно выполнять с фруктами? (Кушать, мыть, вытирать, собирать, срывать, складывать, готовить, варить, сушить, выжимать, поливать, резать, крошить, угощать, чистить, хранить).

Логопед : Ребята, Незнайка хочет угостить вас фруктами. А какими, вы должны угадать. Закройте глаза. (Педагог выносит тарелку с нарезанными фруктами и угощает детей. Каждый ребенок получает свой фрукт, съедает его. Затем педагог спрашивает детей, какой фрукт они съели).

Логопед : Костя, что ты съел? (Апельсин). Как ты узнал? Что помогло определить вкус апельсина? (Рот, язык, зубы). Расскажи, какой он на вкус? (Кисло-сладкий, ароматный, мягкий).

Логопед : Чтобы исследовать фрукт, какие действия необходимо выполнить? (Потрогать, посмотреть, понюхать, попробовать).

12. Активизация глагольного словаря. Игра «Маленький поваренок».

Логопед : Какие блюда приготовим их наших фруктов? (Сок, компот, кисель, салат, сухофрукты, пюре, пирог, морс, джем, варенье, повидло, пастилу).

Логопед : Назовите соки, приготовленные из этих фруктов. (Яблочный, грушевый, банановый, апельсиновый, мандариновый, персиковый, сливовый, лимонный, виноградный).

13. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая игра «Фруктовое дерево».

(Выставляется панно с изображением фруктового дерева. На нем различные фрукты. Дети снимают фрукты и рассказывают о них).

Логопед : Ребята, посмотрите, какое интересное дерево. Что на нем выросло? (Фрукты). Разные или одинаковые? (Разные). Как можно назвать такое дерево? (Фруктовое). Существует такое дерево в природе? (Нет). Верно, на дереве поспевает только один вид фруктов.

14. Развитие связной речи. Составление короткого рассказа о каком-либо фрукте. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед : Давайте снимем плоды с этого дерева и расскажем о них. Любят фрукты похваляться, про себя рассказывать.

(Дети снимают плоды с дерева, самостоятельно о них рассказывают)

Например: Я яблоко – зеленое, круглое, большое, сладкое, ароматное, сочное, спелое. Расту в саду на яблоне. Из меня можно приготовить сок, пирог, компот, пастилу.

Логопед : На этом дереве поспевают яблоки. Давайте украсим дерево яблоками. (Ребята прикрепляют на дерево яблоки). Как называется такое дерево? (Яблоня).

15. Отгадывание загадок о фруктах. Игра «Четвертый лишний».

(К загадкам демонстрируются предметные картинки)

<Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. >

(Яблоко)

<Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. >

(Апельсин)

<Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

Кто любит щи –

Меня в них ищи. >

(Капуста)

<Плод – сладкий, и гладкий,

И круглый, и смуглый,

И душистый, и пушистый,

А середка плода,

Словно камень тверда. >

(Персик)

Логопед : Давайте проверим ответы. Нет ли здесь лишней картинки? (Капуста). Почему? (Капуста – овощ, растет в огороде на грядке).

16. Придумывание загадок детьми о фруктах друг другу.

17. Итог занятия.

Логопед : Ребята, Незнайке пора возвращаться к своим друзьям. Я думаю теперь он сможет приготовить им не только фруктовый сок, но и испечь вкусный пирог. А нам пора прощаться с ним.

Логопед : Что вам понравилось? Что нового узнали?

18. Угощение детей фруктами и сладостями.

Публикации по теме:

«Витаминная семья» с элементами ТРИЗ (метод маленьких человечков ММЧ, противоречия и «Эмпатия»). Цель: Обобщить знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, относить видовые понятия к одному родовому,.

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: - уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами ТРИЗ в старшей логопедической группе «Фруктовое путешествие»
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 19:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД