Конспект занятия по ознакомлению детей с дымковской игрушкой «Веселая ярмарка»

Иванова Ирина Ивановна
Конспект занятия по ознакомлению детей с дымковской игрушкой «Веселая ярмарка»

Тема занятия: «Веселая ярмарка»

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки.

Задачи: учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России; учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить петушка используя в работе приемы оттягивания, прищипывания.

Содержание: Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках. Лепка дымковской игрушки петушка.

Занятие проходит в группе. На столах разложены народные игрушки. Воспитатель и дети в русских народных костюмах.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами, на ярмарку.

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево — лавки с товаром!

Гляньте направо — веселье даром!

Звучит мелодия русской народной песни. Дети подходят к столу и рассматривают игрушки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие игрушки сделали дымковские мастерицы. В городе Вятке над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка.

Яркое солнышко играло солнечными бликами на дымковских игрушках. Дымковские мастерицы всю зиму лепили игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. Готовые фигурки сушили, а затем обжигали в печах. Всю зиму курились над избами голубые дымки. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки - Дымковскими. А весной вновь открывалась ярмарка-свистунья и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать народ своим рукоделием.

Воспитатель предлагает детям поиграть с игрушками дымковских мастериц.

Воспитатель: Полюбуйтесь игрушками, поиграйте с ними, они многое вам расскажут о себе. Подумайте, что может рассказать о себе дымковская игрушка.

Дети отвечают.

Воспитатель: У меня в руках игрушка – лошадка. Она мне рассказала, что ее лепили с любовью, разрисовали узорами, которые похожи на солнечные блики, на знаки, которыми заклинали в древности солнце, чтобы не иссушало оно реки, не выжигало посевы, пастбища. А, что вам рассказали игрушки?

Дети рассказывают свои истории.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на эти игрушки. Есть игрушки, которыми украшают свое жилище, их берегут, а есть те, которыми играют. Итак, для чего нужны дымковские игрушки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какие игрушки лепят в Дымкове?

Дети: Животных, птиц, фигурки людей.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам покажу еще две игрушки – петух да курица. В чем особенность дымковской игрушки? Давайте рассмотрим петуха да курицу. У них богатое оперение, волнообразное, как мехи у гармошки. Но дымковские курица и петух отличаются друг от друга по внешнему оформлению. Какие отличия вы заметили?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, хвост у петуха богаче, на нем больше волнообразных перьев, а гребешок, как корона. Давайте ребята слепим такую птичку. А с чего ее начинать лепить?

Первый ребенок: Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается головка с шеей и хвост, а потом прикрепляются гребешок и крылья.

Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю. Полученную пластину деля пополам, чтобы получилось два крыла. Затем к туловищу птицы прикрепляю крыло. Тщательно примазываю его. Потом прищипываю края крыла так, чтобы оно получилось волнообразным. А кто скажет, как лепить корону гребешок?

Второй ребенок: Сначала надо слепить пластину, затем прилепить ее к голове петушка. Соединить края и прищепнуть их.

Воспитатель: А для чего нужны вода и тряпочки?

Третий ребенок: Чтобы сделать поверхность игрушки гладкой.

Воспитатель: Приступайте к работе.

Воспитатель в процессе работы проверяет, правильно ли дети используют приемы лепки. Помогает ребятам советом, ведет индивидуальную работу. В конце занятия воспитатель оценивает работы детей. Дети рассказывают о понравившихся им игрушках.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки». Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки;.

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка»Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись».Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с дымковской игрушкой «Веселая ярмарка»
Опубликовано: 11 октября 2014 в 13:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Конспект занятия по рисованию в I младшей группе «Лужи»
Цель: упражнять детей в рисование непрерывной округлой линии, кистью закрашивать поверхность, не выходя за границы. Задачи: Образовательные: учить...
Конспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского сада
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце...
Фотоотчет об акции «Посылка солдату»
Акция «Посылка солдату» 23 февраля - знаменательный день для всех, кто служит и служил в рядах Российской Армии. В связи с этим накануне праздника в МДОАУ...