МААМ-картинки

Конспект занятия «Веселые головоломки»

Юлия Яковина
Конспект занятия «Веселые головоломки»

ЗАНЯТИЕ : «Веселые головоломки»

Цель: побуждение интереса к решению обычных задач нетрадиционным способом, формирование логического мышления у воспитанников.

Задачи:

• познакомить со схемой и способами решения логических задач, закрепить практические навыки с помощью самостоятельной работы;

• развить пространственное мышление, научить решать логические задачи;

• воспитать аккуратность, целеустремленность и усидчивость.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, листы с задачами.

Публикация «Конспект занятия „Веселые головоломки“» размещена в разделах

Ход занятия

Головоломка — это задача или загадка для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке.

Как же появились головоломки. Появились они очень давно. Логические головоломки находят в древнегреческих манускриптах, на стенах египетских пирамид и во многих других исторических документах и памятниках. В конце IX века наблюдался расцвет в истории головоломок, что закономерно связано с ростом уровня образования в то время и уменьшением религиозной нетерпимости к различного рода наукам.

В конце XIX начале XX веков, благодаря американцу Сэму Лойду и англичанину Генри Дьюдени головоломки получают очень широкое распространение. Они появляются во многих популярных изданиях и становятся популярны среди населения.

До 1974 года в мире головоломок наблюдалось некоторое затишье пока на сцену не вышел венгр Эрне Рубик со своим всемирно известным изобретением. Но Кубик Рубика, который изначально вовсе не был головоломкой, стал не только игрушкой, но и объектом серьезного исследования инженеров и математиков.

Известно, что число возможных состояний Кубика Рубика равно 43 252 003 274 489 856 000 комбинаций. Но, несмотря на такое огромное число было доказано, что из любого из этих состояний головоломка может быть собрана не более чем за 20 ходов. Этот алгоритм решения головоломки был назван «Алгоритмом Бога».

Индустрия головоломок в современном мире развивается огромными темпами. На рынке постоянно появляются новые игры и конструкции, призванные тренировать мозг человека и держать его в тонусе. Появился даже вид спорта — Пазлспорт — соревнование на скоростное решение головоломок. А с 1992 года проводятся регулярные Чемпионаты Мира по решению головоломок.

Виды головоломок :

Существует огромное количество головоломок различного вида и какой-либо общепринятой классификации нет, поэтому наше разделение будет условно, но поможет нам ориентироваться в мире головоломок.

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: загадки, шарады, парадоксы.

Головоломки с предметами. Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

Следующий вид головоломок — это механические головоломки. Механические головоломки — это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др.

Еще одним отдельным видом можно выделить печатные головоломки. Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся, самые разнообразные кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки и многие другие.

С развитием компьютеров стали активно развиваться компьютерные головоломки. В первую очередь туда попали устные и печатные головоломки, а также стали активно создаваться программы-головоломки : флеш-головоломки, онлайн головоломки, пасьянсы и другие.

Сегодня я вам предлагаю решить несколько «головоломок» :

Задача 1. Четвёртый лишний

У трех предметов есть общий признак. Какой предмет лишний в ряду?

Ответ: автомобиль, фургон и грузовик относятся к наземному транспорту, а самолет – к воздушному.

Задача 2. Знакомимся с высказываниями

Вруниш (всегда говорит неправду) и Правдиш (всегда говорит правду) решили взять для внука одного кота. Правдиш: Рыжего брать не будем. Вруниш: Возьмем белого. Определи, кого же они выбрали.

Ответ: Правдиш говорит правду. Значит, кот-везунчик НЕ рыжий. Вруниш всегда говорит неправду. Значит, домой возьмут НЕ белого кота. НЕ рыжий и НЕ белый, значит, чёрный.

Задача 3. Последовательное исключение вариантов

Вика, Полина и Коля раскрашивали картинки карандашами трех цветов: красным, синим и зеленым. Вика раскрашивала НЕ красным и НЕ синим. Коля – НЕ синим. Какой карандаш был у каждого ребенка?

Ответ: у Вики был зеленый карандаш, у Полины – синий, у Коли – красный.

Задача 4. Думай частями от целого

По правилам пользования, грузовой лифт в гостинице вмещает и может перевезти не более 15 взрослых или не более 20 детей. Какое наибольшее число детей может ехать в лифте с шестью взрослыми?

Ответ: 12. Максимальный груз, который может безопасно перевозить лифт - 15 взрослых или 20 детей. Пятая часть этого максимального груза - это трое взрослых или четверо детей. Если в лифт зайдут 6 взрослых (две части от общей допустимой массы, дети могут дополнить три оставшиеся части:

4 3 = 12.

Задача 5. Математический ребус

Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице. Найди цену клубники

Ответ: 1 (6 - 2 - 3 = 1.)

Задача 6. Группировка объектов

На отдыхе папа, мама, сын, дочка и бабушка решили покататься. Они взяли напрокат 3 велосипеда и 2 скутера. У папы и мамы оказались разные транспортные средства, а у папы и дочки - одинаковые.

Сын и мама уехали на разном транспорте. На чём поехала бабушка?

Ответ: у папы, дочери и сына - велосипеды, у мамы и бабушки - скутеры.

У папы и мамы были разные транспортные средства. Обозначим их кругами разного цвета. Дополним схему в соответствии с условием: у папы и дочки - одинаковый транспорт, у мамы и сына - разный.

Очевидно, что у папы, дочери и сына - одинаковый транспорт. Это велосипеды, так как их было 3. Получается, что у мамы и бабушки - скутеры.

Задача 7. Разбираем, рассуждаем

Егор, Иван и Сергей – друзья. У них разные увлечения: один пишет стихи, второй играет в футбол, а третий - шахматист. Как-то один из них сообщил другому: «Иван, мы обыграли соперника со счетом 2:1. Я смог отразить все пенальти!». Иван тут же отправил их товарищу sms такого содержания: «Сергей, срочно придумай стишок о победе наших футболистов». Догадайся, как зовут футболиста.

Ответ: Егор Первое сообщение про победу адресовано Ивану, это означает, что он не футболист. Из следующего условия задачи понятно, что стихи пишет Сергей. Значит, в футбол играет Егор.

Задача 8. Судоку

Судоку – это пазл из чисел, который стал очень популярен по всему миру. В него очень интересно играть, хотя вначале эта игра может показаться запутанной и непростой. Цель игры - проставить числа от 1 до 9 в каждом ряду, столбце и блоке квадратов 3х3.(демонстрировать слайды презентации, бланки судоку распечатать для каждого ребенка)

Итог занятия : (вывод делают дети)

Мы узнали историю возникновения головоломок их виды, познакомились с некоторыми из них. Решение головоломок активизирует умственную деятельность, развивает пространственное мышление, помогает быстро обрести навыки решения задач, которые пригодятся в школе. Поиск решения логических задач формирует такое важное качество, как настойчивость. Задания бывают довольно сложные, и иногда их даже приходится решать заново. Мы понимаем: «Не все приходит сразу, часто нужно приложить для победы много усилий, пробовать не один раз, прежде чем дойдешь до конца».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Веселые медвежата» Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься.

Геометрические головоломки своими руками.Геометрические головоломки своими руками. Игры математического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску,.

Головоломки в развитии дошкольника Головоломки в развитии дошкольников «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк.

Игры-головоломки как средство формирования логического мышления у детей Игры-головоломки, как средство развития логического мышления в младшем дошкольном возрасте. Интерес к математике у младших дошкольников.

Конспект занятия по оздоровлению «Веселые человечки» Конспект занятий с детьми по оздоровлению «Веселые человечки.» Программное содержание: доставить детям удовольствие, закрепить двигательные.

Конспект занятия «Веселые приключения» в подготовительной группеКонспект занятия «Веселые приключения» в подготовительной группе Интегрированное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности «Веселые приключения» b][/b] воспитатель: Карамчакова.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Веселые портреты» Зубаирова Алия Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Веселые портреты" Цель: научить детей составлять портрет из отдельных частей.

Конспект занятия по лепке «Мы веселые матрешки» Цель: Учить детей лепить человека. Развивать умение объединять свою работу с работами других детей. Закрепить прием примазывания и оттягивания.

Конспект занятия «Веселые рыбки»Конспект занятия «Веселые рыбки» Коллективная работа «Веселые рыбки» [/i] Цель: Создание условий раскрытия их творческих способностей детей с помощью средств нетрадиционного.

Консультация для педагогов ДОО «Новые возможности игры-головоломки Танграм» Мельникова Зульфия Консультация для педагогов ДОО «Новые возможности игры-головоломки Танграм» Цель: формирование мотивации у педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Веселые головоломки»
Опубликовано: 11 июля 2018 в 20:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД