Ивченко Лариса
Конспект занятия «Веселые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками.
Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек, учить рисовать характерные элементы Загорской росписи.
2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
3. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
Наглядный материал и оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Веселые матрешки“» размещена в разделах
1. Компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, колонки.
2. Презентация “Матрешки”.
2. Раскраски с силуэтом Загорской матрешки, гуашь, кисть, салфетки на каждого ребенка
3. Иллюстрации с элементами росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек.
Предварительная работа:Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Ход занятия
1. Организационный момент (слайд презентации № 1)
- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
2. Сообщение темы занятия.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.
(Слайд презентации № 2)
Загадка:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка)
- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и нарисуем ее.
-Послушайте считалку о матрешках (слайд презентации № 3)
Раз – Матрена, два – Малаша,
Мила- три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять, нас не трудно сосчитать!
3. Объяснение нового материала.
Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
- Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
(Ответы и предположения детей)
- А на самом деле все было так… (Слайд презентации № 4)
Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума и деревянных Кокэси, внутри которых оказались еще не сколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Ее создателями были: токарь В. П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С. В. Малютин (слайд презентации № 5). Она была одета в сарафан, а в руках держала петуха.
По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками. (слайд презентации № 6)
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой - в Сергиевом Посаде, и около Новго рода - в селе Семенове и недалеко от города Мурома - в Полхов-Майдане.
- Интересно, а как же рождается матрешка?
Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает, совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше. Когда готовы все заготовки, мастер приступает к следующему:
Особенности изготовления и этапы росписи матрешки : (Слайды презентации № 7,8)
Шлифовка заготовки
Нанесение клея
Клеение потали
Прорисовывание фона
Прорисовывание деталей
Окончательная обводка
Лакировка
4. Физкультминутка. (слайд презентации № 9)
(Читается нараспев с движениями)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
\Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
5. Представление матрешек
Матрёшки из Загорска (Слайд презентации 10)
Я матрешка из Загорска.
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.
На голове у Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
Матрёшка семёновская (Слайд презентации № 11)
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще желтым цветом.
Матрёшки из Полхов - Майдана (Слайд презентации № 12)
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Есть такое село в Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
6. Подвижная игра
Воспитатель:
Хотите поиграть немножко?
Нарядись тогда матрешкой!
(слайд презентации № 13)
Проводится игра «Нарядись матрешкой».
На двух стульчиках лежат сарафаны, косыночки. В игре участвуют два ребенка. По сигналу они начинают одеваться. Кто сделает это быстрее и аккуратнее, тот и победитель. По желанию детей игру можно повторить несколько раз.
7. Дидактическая игра: «Собери матрешку»
Цель: учить совмещать детали, находить отличительные черты каждой из росписей (слайд презентации № 14)
Беседа:
1. Покажите Семёновскую, Полхов-Майданскую и Загорскую матрёшки.
2. Какого цвета платок, кофта и сарафан у Загорской матрёшки?
3. Что держит в руке Семёновская матрёшка?
4. Какой узор украшает край платка Семёновской матрёшки?
5. Что изображено на фартуке Полхов – Майданской матрёшки?
8. Подготовка к выполнению росписи загорской матрёшки.
-Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер успел нарисовать только контуры. Давайте послушаем, что скажет матрешка (слайд презентации № 15)
Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки.
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко —
Станет радостной матрешка!
Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами.
(Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек)
9. Оформление выставки рисунков детей.
- Давайте придумаем название нашей выставки (например, «Весёлый хоровод»).
Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Давайте составим им компанию и дружно попляшем (слайд презентации № 16)
Дети исполняют свободную пляску под русскую народную мелодию.
(Слайд презентации № 17)
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей матрешке.
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.
(Ответы и рассказы детей)
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Занятие окончено.