Людмила Агапова
Конспект занятия «Вкусное печенье — для мамы угощенье» по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дорогино
Конспект занятия «Вкусное печенье – для мамы угощенье».
О. О. Социально-коммуникативное развитие
В подготовительной к школе группе.
Агапова Л. В. воспитатель
р. п. Дорогино
Публикация «Конспект занятия „Вкусное печенье — для мамы угощенье“ по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Цель: формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного теста, познакомить с процессом замешивания теста и его выпекания. Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.
Задачи:
- формировать умение готовить печенье из теста (замешивать тесто, раскатывать скалкой, пользоваться формочками для печенья).
- совершенствовать знания о хлебе.
- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлеборобов.
- развивать мелкую моторику рук.
- доставить радость от необычной деятельности, укреплять проявление добрых чувств и отношений.
- приобщать детей к миру взрослых, их деятельности.
- вызвать у детей желание, порадовать своих мам.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
-Беседы на тему: «Хлеб - всему голова», «Какой бывает хлеб?», «Как я помогаю маме».
-Дидактические игры: «Все работы хороши», «Кому что нужно», «Угадай по описанию», «Узор для печенья», «Форма для печенья».
-Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Тёплый хлеб», пословицы и поговорки и загадки о хлебе.
-Драматизация русской народной сказки «Колобок».
- Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли», «Магазин хлебобулочных изделий».
-ИЗО деятельность: лепка из солёного теста «Булочки и печенье» для магазина «Теремок»; рисование натюрморта «Самовар с баранками».
-экскурсия на кухню детского сада. Наблюдение за процессом изготовления и выпечкой печенья.
Материалы и оборудование: мяч, наглядно-дидактические пособия «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб к нам на стол пришел», музыкальный плеер с песней «Мама солнышко моё», чашка для замешивания теста, ложки, скалки, мерный стакан, ситечко для муки, миксер, формочки для песочного теста, ингредиенты для теста по рецепту, схема приготовления теста, фартуки, колпачки, разделочные доски, противень, бумага для выпечки.
Организационный момент:
Дети встают в круг:
- Мы цветочная поляна,
Озорные дошколята
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Если улыбнешься ты,
Повсюду зацветут цветы,
Солнце на небе проснётся
И в ответ нам улыбнется!
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, а отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.
Загадка: рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
Дети: хлеб.
Воспитатель: правильно, ребята. А как вы думаете, всегда ли на столе у человека был хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: когда-то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра, птиц и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди рыхлили почву, затем сажали в землю семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб. С тех давних пор, когда на земле не было машин, каменных домов, больше всего ценились два слова. Эти слова: «жизнь» и «хлеб». И в наше время, это одни из главных ценностей. Не даром в народе говорится: «Хлеб – всему голова». А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: - покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
-хлеб батюшка, вода – матушка.
-хлеб в пути не тягость.
-хлебушко – калачу дедушка.
- без хлеба нет обеда.
- баловством хлеба не добудешь.
- плох обед, коли хлеба нет.
- хлеба ни куска – в доме тоска.
- хлеб бросать – труд не уважать.
-хлеб ногами топтать – народу голодать.
- пот по спине – так и хлеб на столе.
Воспитатель: сколько мудрости вложено народом в каждую из этих пословиц! Хлеб — это наше богатство. Не бывает ни одного дня, чтобы у нас на столе не было хлеба. Давайте задумаемся над тем, сколько людей трудится, чтобы мы могли есть хлеб каждый день. Кто же они?
Ответы детей: трактористы. Они пашут землю, сеют зерно.
Комбайнёры. Они убирают урожай. Комбайн отделяет зерно от стебля. Зерно по трубе ссыпают в машины. Водители увозят зерно на элеватор, где его сушат. Затем часть зерна оставляют на семена, а другую часть – на муку.
Мельники – они делают муку.
Пекари – пекут хлеб.
Воспитатель: да, ребята, очень тяжелый и ответственный труд хлебороба. Но в давние времена, когда людьми еще не было придумано специальной техники, эта работа была ещё тяжелее. Давайте с вами рассмотрим карточки, на которых изображено, как люди в старину выращивали хлеб и карточки с изображением современной техники, которую используют на сегодняшний день.
Но для начала, ребята, предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая из команд должна рассмотреть эти картинки и положить их в таком порядке, чтобы было видно, какой долгий не простой путь проходило и проходит теперь зернышко, чтобы попасть к нам на стол в виде тёплого ароматного хлеба.
Команды раскладывают карточки в заданном порядке.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы справились с этой задачей. Значит вы умеете работать в команде, это очень хорошо.
Вставайте по скорее в круг - пришло время отдохнуть.
Будем мячик мы бросать и вкусняшки называть.
Скажите, ребята, что можно ещё испечь из муки?
Воспитатель поочередно бросает детям мяч, поймав его, ребенок называет любое хлебобулочное или кондитерское изделие, испечённое из муки (булочки, рогалики, пирожное, пряники, пирожки, торт, батон, ватрушка, блины, беляши, печенье и т. д.)
Воспитатель: ребята, вы столько всего вкусного назвали. Мне даже захотелось что-нибудь прямо сейчас приготовить. Но мне нужны помощники, вы готовы мне помочь?
Ответы детей: да!
Воспитатель: я очень рада, что вы согласились. Тогда дружно моем руки и принимаемся за дело.
Дети моют руки, одевают фартуки и головные уборы.
Воспитатель: сейчас мы с вами превращаемся в кондитеров и приготовим вкусное печенье. Ребята, у меня есть идея – давайте приготовим это печенье для наших мам. Ведь совсем скоро будет праздник «День матери». Сейчас вы это будете делать впервые, но, если у вас всё получится и понравится, можно на праздник для своих мамочек приготовить такой сюрприз дома – испечь с помощью старших членов семьи вкусное печенье.
Готовить наше печенье мы будем по рецепту. Кто знает, что обозначает слово «рецепт»?
Ответы детей: рецепт – это инструкция, в которой прописано, какие продукты нужны и сколько, как нужно их смешать, чтобы замесить тесто и испечь печенье.
Воспитатель: да, ребята. Рецепт – это руководство по приготовлению кулинарного изделия. В нём есть информация о необходимых пищевых продуктах, их пропорциях и инструкция по их смешиванию и обработке.
Воспитатель: прежде, чем мы приступим к замешиванию теста, давайте рассмотрим картинки-схемы, которые нам подскажут последовательность действий, что за чем будем добавлять.
Дети рассматривают схему и проговаривают действия:1- берем миску с нарезанными кусочками сливочного масла; 2 – добавляем сахар, соль; 3 - взбиваем миксером; 4 - добавляем в миску яйца; 5 – взбиваем миксером; 6 – добавляем просеянную муку; 7 – взбиваем миксером; 8 – вымешиваем тесто руками с остатками муки; 9 – делим тесто на части; 10 – раскатываем скалкой тесто; 11 – вырезаем формочками различные фигурки; 11 – выкладываем печенье на противень, застеленный бумагой для выпечки.
Воспитатель: посмотрите, ребята, все ли продукты есть у нас на столе, которые изображены на схеме.
Дети сравнивают продукты, разложенные на столе с ингредиентами на схеме. Делают вывод: все продукты в наличии.
Воспитатель: ребята, вы готовы помогать мне замешивать тесто?
Дети: да!
Воспитатель: я очень рада, что у меня столько помощников. Ребята, первое, что нужно нам сделать, это условными мерками отмерить нужное количество сахара и муки. Есть желающие заняться этим?
Дети, вызвавшиеся отмерять муку и сахар, приступают к выполнению этой задачи. Один из детей всыпает отмеренный сахар в миску с маслом. Воспитатель взбивает блендером масло с сахаром, затем вводит в смесь яйца.
Воспитатель: ребята, вы когда-нибудь наблюдали за своими мамами или бабушками, когда они замешивали тесто? Что они делали с мукой?
Дети: сеяли через сито.
Воспитатель: правильно, а как вы думаете, зачем нужно просеивать муку, когда заводишь тесто?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: когда мы просеиваем муку через сито, она насыщается кислородом и поэтому наше печенье получится обязательно вкусным и рассыпчатым. Кто готов мне в этом помочь, пожалуйста беритесь за дело.
Дети просеивают уже отмеренную муку в миску.
Воспитатель продолжает смешивать ингредиенты, параллельно ведя беседу с детьми.
Воспитатель: вы знаете, ребята, сегодня я с вами хочу поделиться своим секретом. Когда я готовлю любое блюдо, или замешиваю тесто, я всегда думаю только о хорошем. Думаю, с любовью о тех, кого я буду угощать своей выпечкой или любой другой вкуснятиной.
Ну вот, наше тесто готово. Теперь ваша задача раскатать готовое тесто скалками (вспомните, как вы это делали с солёным тестом) и воспользовавшись формочками, вырезать красивое печенье для себя и своих мамочек. Ну и не забываем, теперь уже про наш с вами секрет, будем это делать только с хорошим настроением, и каждый из нас с любовью будет думать о своей маме.
Воспитатель не громко включает на плеере песни о маме.
Дети раскатывают тесто скалками и воспользовавшись формочками, вырезают печенье. Воспитатель помогает ребятам раскладывать вырезанное печенье на противень.
Воспитатель: ребята, вот наше печенье почти готово, что же нам ещё осталось сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, нам нужно его поставить в духовку и испечь. Так как духовка у нас в саду на кухне, нужно обратиться с этой просьбой к нашим поварам. Думаю, что они нам не откажут и испекут нам печенье. А мы им за это скажем….
Дети: спасибо!
Помощник воспитателя уносит противень на кухню.
Воспитатель: ребята, не забываем, что после работы нужно обязательно привести своё рабочее место в порядок и помыть руки.
Дети убирают свои рабочие места и моют руки.
Воспитатель: пока наше печенье печётся, мы с вами поделимся своими впечатлениями о том, чем мы сегодня с вами занимались. Понравилось ли вам? Всё ли у вас получилось так ка вы хотели? Понравилась вам идея: испечь для мамы печенье дома (только с помощью старших?
А сейчас я хочу вас поблагодарить за то, что сегодня мы с вами много говорили о хлебе, о том, как важно уважать труд людей, благодаря которым, на нашем столе хлеб каждый день. Вы старались, учились готовить печенье своими руками. И у вас получился замечательный сюрприз для ваших мам – вкусное ароматное печенье. А печенья получилось так много, что его хватит и для угощения мамам, и для того, чтобы мы прямо сейчас с вами устроили чаепитие.
Чаепитие с печеньем, которое готовили дети.