МААМ-картинки

Конспект занятия «Встреча на таёжной тропе»

Тамара Дульнева
Конспект занятия «Встреча на таёжной тропе»

Цель занятия : : Познакомить с обитателями Уссурийской тайги, создать условия, при которых дети познакомятся с амурским тигром и его особенностями. Воспитывать заботливое отношение к живой природе родного края.

Подчеркнуть уникальность, богатство и многообразие животного и растительного мира Уссурийской тайги. Закрепить понятие Родина, Россия.

Познакомить с гербом г. Владивостока. Продолжать усовершенствовать знания детей о родном крае.

Публикация «Конспект занятия „Встреча на таёжной тропе“» размещена в разделах

Материалы: глобус, слайды с изображением тайги и тигра в разное время года; кедровые орешки для сюрпризного момента; шапочки-маски «тигрят» по количеству детей; шапочка-маска «взрослого тигра»; игровое поле для игры. Аудиокассета «Звуки птиц и зверей»; цветное изображение исторического герба г. Владивостока; наклейки с изображением тигра и животных тайги.

План занятия :

Часть 1. Наш край - Приморье.

Часть 2. Хвойные деревья.

Часть 3. Игра «Тигриная тропа».

Часть 4. Тигр на историческом гербе г. Владивостока.

Часть 5. Физкультминутка «Мы тигрята»

Часть 6. Маленький тигрёнок в тайге.

Часть 7. Красная книга Приморья

Часть 8. Практическая работа.

Часть 9. Завершение занятия.

Ход занятия:

Часть первая. Наш край — Приморье

Вносится глобус.

- Ребята, что я держу в руках? (ответы)

- Ребята, в какие цвета окрашен глобус? (Рассмотреть с детьми глобус. Найти океаны и моря, материки, объяснить, что означают разные цвета. Найти на глобусе нашу страну).

- Ребята, как называется наша страна?

- А как называется наш край?

-Почему?

Наш край — это земля при море.

Отсюда и название его — Приморье. Берега края омываются водами Японского моря.

Леса, произрастающие на территории нашего края, называют тайгой. (1)

И большую часть тайги занимает горный хребет СИХОТЭ-АЛИНЬ. (2)

Это удивительное название в переводе с языка древних обитателей этих мест означает: горы длинных рек. У нас в крае много рек, и самая длинная из них река Уссури.

Горные хребты сбегают к берегу Японского моря небольшими горами-сопками. А на сопках растут. деревья и кустарники (3)

- Какие вы знаете деревья? (ответы)

Все они растут в тайге.

- Ребята, кто из вас знает, как называется наша тайга? (Уссурийская).

- Почему?

Потому что в этих местах протекает большая река УССУРИ.

Богат и многообразен животный мир уссурийской тайги. Здесь живут разные звери.

Каких животных уссурийской тайги вы знаете? (леопард, рысь, медведь, кабан, олень, тигр)

В. -Друзья, а вы любите путешествовать?

Сегодня у вас есть замечательная возможность отправиться в волшебное путешествие в Уссурийскую тайгу, где обитает её царь - тигр.

Хотите попасть к нему в гости? (Да.)

А поможет нам в этом глобус. Потому что этот глобус не простой, а волшебный, он перенесёт нас в Уссурийскую тайгу, где нам предстоит узнать много интересного и нового о тайге.

Сейчас я его покручу и скажу волшебные слова и мы все в тот же миг окажемся на месте. Закройте глаза и повторяйте за мной.

Ребята открывайте глаза, вот мы с вами и оказались в Уссурийской тайге. (4)

Тайга-удивительное создание природы. В «зеленом океане» нашей Родины она занимает особое место. (5)

Под большими, высокими деревьями - деревца поменьше, в низу кустарник.

Вон на этой полянке мы с вами и остановимся. (6)

Часть вторая. - Хвойные деревья

Какой тут воздух! Закройте глаза и вдыхаем лесной аромат. (хвойное масло) -Чем пахнет в лесу?

Оказывается, по аромату таежного воздуха можно определить время года. Ведь в каждое время года, даже в определенный месяц, тайга пахнет по-особенному.

А какое время года сейчас? (Зима)

Поэтому сейчас очень пахучи хвойные деревья.

Летом - листья березы, клена, липы, листья многих таежных трав. А вот цветы в тайге пахнут слабо.

Ребята, давайте вспомним, какие хвойные деревья растут в тайге? (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница). Что у них общего? (хвоя) и поэтому это хвойные деревья. (7,8)

-А что такое хвоя? (ответы детей)

-Правильно, хвоя это изменённые листья. Они узкие, твёрдые, острые на кончиках, хвоинки надёжно защищены от суровых морозов оболочкой.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови

-Чем пахнут иголочки – хвоинки?

Смола у хвойных деревьев волшебная. В старину ее называли живицей. Если ей помазать ранку, то рана не загноится и быстро заживёт. А если подольше походить в сосновом или кедровом бору можно вылечиться от простуды.

А что дают людям и животным хвойные деревья? (Шишки) (9, 10)

-А вот интересно узнать, а что такое шишки у хвойных деревьев? (ответы).

-Верно, это плод, а семена находятся внутри шишек и это орешки.

А для чего нужны семена? (Дети называют свои варианты ответов).

-С их помощью они размножаются.

-А вы любите орешки?

Оказывается орешки не только вкусны, но и полезны и сытны в них много масла. Эти замечательные плоды любит не только человек, но и лесное зверьё.

-Ребята, кто не прочь полакомиться орешками? (Белка, кабан, бурундук) (11.12,13)

Вы уже знаете, что белки делают запасы осенью на зиму, но не все свои кладовые они находят.

И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и из некоторых со временем появятся новые деревья. Выходит, что животные способствуют распространению хвойных деревьев в тайге.

Настя посмотри вон под ту ёлочку, по-моему, там кто- то прячется? Это белочка принесла нам угощение - орешки кедровые. Давайте скажем ей спасибо.

А сами отправимся дальше в глубь тайги,может быть встретим там тигра

. . Тигр-хозяин тайги, властелин,

Но живет он здесь не один.

И дикий кот, и рысь, и леопард —

Его родня, и этому он рад.

Но вот кабан, изюбр и кабарга

Ему важней. Они — его еда.

Кто еще тропой таежной

Ходит очень осторожно,

Чтобы с тигром не встречаться

И живому оставаться?

Ответы детей (олень, кабан, заяц, медведь, белка, лось и т. д.) (14.15)

Воспитатель Молодцы ребята! Тигр будет доволен тем, что вы знаете, как зовут его соседей.

Часть третья. Игра «Тигриная тропа»

Воспитатель. Говорят, волка ноги кормят, а тигра кормит терпение. Тигр не может долго преследовать свою добычу, поэтому его способ охоты-скрадывание. Тигр осторожный охотник.

Он подкрадывается к добыче неслышно на расстояние броска. «Движение тигра в густых зарослях очень напоминает движение змеи, оно также бесшумно, также стремительно и быстро». А иначе нельзя, если под

лапой хрустнул сучок, -останешься голодным, потому что добыча услышит

тебя, испугается и убежит.

Ребята вижу здесь проходит «тигриная тропа». Я предлагаю вам пройти по ней. Ваша задача пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка. Если кто-то нашумел, его охота считается неудачной.

(Тропа это небольшая часть пола длиной 2—3 метра и шириной 40—50 см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив).

Демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе.

Воспитатель (загадывает загадку).

Его прыжок — полет орла,

А когти лап подобны стали.

Он как пружина, как стрела.

Кто он? Ужель не угадали?

Громоподобным рыком кличет.

Олень ли, лось, медведь ли сам?

Все властелину здесь привычно.

Он не противник детских игр,

Не прочь и он позабавляться.

Недаром все его боятся.

Воспитатель (включает аудиозапись с рычанием тигра). Кто это? (Тигр.)

Часть четвёртая. Маленький тигренок в тайге

Появляется трое детей-«тигрят».

Первый тигренок. Услышал я ваш разговор и решил рассказать вам о своей нелегкой судьбе. С самого детства я могу потерять маму. Без нее я не выживу меня может растерзать дикий кабан-секач. Во время тайфуна меня может унести течением вниз по реке.

Второй тигренок. Я могу остаться без лапы, если попаду в капкан. На меня может напасть медведь. Меня может укусить змея.

Взрослый тигр может напасть на меня. Меня может убить браконьер.

Третий тигренок. А придут люди с техникой, начнут рубить лес, распугают всю добычу, и я останусь голодный.

Воспитатель. Да, трудно вам приходится, малыши. Но вы не грустите. Есть

люди, которые заботятся о судьбе тигров, и их становится все больше и больше.

Ребята. Давайте развеселим наших новых знакомых, пригласим их поиграть с нами. И сами на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят

Часть пятая. Физкультминутка «Мы — тигрята»

Прибежали тут тигрятки,

И все начали зарядку.

Вот раздался страшный рык —

На лужайку прыгнул тигр.

Звери делают поклоны,

Начинаем мы наклоны.

Появился царь зверей,

Приседаем поскорей.

А теперь все дружно, вместе,

Начинаем бег на месте.

Тигрята вертят головой,

Начинаем мах ногой.

Вот пришел конец зарядке,

Поклонились все зверятки.

В. -Что же ребята, нам наверное уже пора возвращаться домой да и тигрят ждет их мама- тигрица. И опять мы с вами позовем на помощь наш волшебный глобус. Произносят слова. Вот мы и дома.

Часть шестая. Тигр на историческом гербе г. Владивостока

В. Ребята давайте сейчас мы рассмотрим иллюстрации с изображением тигра в дикой природе. (16-19)

В. - Посмотрите на эту изящную дикую кошку как она выделяется среди деревьев своим ярким одеянием, как грациозно выгибает спину и играет хвостом. Она смотрит на вас большими умными глазами. Как вы думаете, почему люди фотографируют и рисуют тигра, пишут о нем книги и снимают фильмы?

Почему амурский тигр украшает герб Владивостока? (Обращает внимание на изображение герба Владивостока.) (20)

Дети высказывают свои предположения.

В. -Человек уделяет внимание тигру потому, что

Тигр -одно из самых красивых животных в мире.

Тигр - сильное и выносливое животное.

Он может пройти без отдыха около 50 километров. Если нет добычи, он может подолгу голодать. «Голодовка» может растянуться на несколько дней.

Тигр-очень умное животное. Шаги его плавные и мягкие. Чтобы жертва не учуяла его запаха, тигр учитывает направление ветра и нападает на животное с подветренной стороны.

Наш тигр называется «амурский тигр». Амур — это большая дальневосточная река, в бассейне которой живет тигр.

Воспитатель показывает детям цветную картинку с изображением исторического герба Владивостока (20)

-Что изображено на слайде?

Из каких элементов состоит герб?

Дети:. 2 якоря -это символ Владивостока как портового города, корона из камней говорит об историческом прошлом Владивостока как города-крепости, тигр - символ богатства и красоты Дальнего Востока -гордо ступает по сопкам Сихотэ- Алиньского хребта Приморья.

Часть седьмая. Красная книга Приморья (21)

Воспитатель Ребята, а что такое Красная книга? (Ответы)

Ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

И в наше время амурский тигр занесен в Красную книгу России, места его обитания были названы заповедниками.

Люди и организации оказывают помощь заповедникам, которые охраняют

тигра, тушат лесные пожары, которые сжигают дом тигра, запрещают рубать деревья. .(22)

В этом году в нашем городе проходил молодежный форум 30 стран в защиту тигра. Сейчас в крае строится много дорог и участники форума предложили перенести трассу так как она должна была пройти по тигриной тропе. Поэтому численность амурского тигра увеличилась, а значит, нам уда-

лось спасти полосатого красавца от гибели

Ребята встанем дружно!

Защитить природу нужно!

У восточных берегов страны

Где в лесах следы зверей видны

По ельнику к реке

Ходят тигры по тропе

И мечтают, чтобы вид их сохранился на Земле.

Скоро станем взрослыми и мы.

И природу Родины беречь должны,

Для неё сегодня все важны

И медведи, волки, кабаны.

Тигры, зайцы, барсуки.

Часть восьмая.

-А теперь я вам предлагаю создать свою тайгу для амурского тигра. Вот вам разные картинки животных и вы должны выбрать только тех, которые живут в тайге, и соседствуют с тигром.

(звучит аудио запись «Тигрёнок», практическая работа).

Часть девятая. Завершение занятия

Воспитатель спрашивает у детей, что они смогут рассказать своим друзьям,

знакомым или родителям об амурском тигре.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_8d06h.pptx | 3737,49 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Встреча с осенью» Цели: 1. Закреплять знания детей по лексической теме “Осень ”. 2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики. 3.

Конспект занятия «Встреча с полицейским»Конспект занятия «Встреча с полицейским» Конспект образовательной деятельности по формированию у детей основ безопасности Цель: познакомить детей с профессией полицейского Задачи:.

Досуг по экологической тропе «Встреча с Каркушей» с детьми и родителями в младшей группеДосуг по экологической тропе «Встреча с Каркушей» с детьми и родителями в младшей группе Задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах, их характерные особенности поведения: летают, клюют. Развивать речь и активизировать.

Конспект НОД по экологии «Прогулка по экологической тропе» Программное содержание: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать). Учить делать простейшие.

Конспект познавательного занятия «Встреча с инопланетянином» Программные задачи: 1. а) Научить детей различать слова, имеющие одинаковое значение, но разные функции, развитие гибкости мышления б).

Конспект занятия «Встреча с преподавателем музыкальной школы» Цель: Познакомить детей с профессией преподавателя вокала в музыкальной школе. Заинтересовать ребят этой профессией, вызвать желание ещё.

Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми Цель: формирование представлений.

Конспект занятия «Встреча с лесовичком» Конспект занятия для среднего дошкольного возраста Тема “Встреча с лесовичком” Цель: 1. Развивать эмоциональную отзывчивость,сочувствие.

Конспект комплексного занятия «Встреча в осеннем лесу» ТЕМА НЕДЕЛИ: Живет мой добрый гномик в таинственном лесу. ЦЕЛЬ НЕДЕЛИ: Формирование представлений у детей знаний о диких животных, как они.

Конспект занятия «Весенняя экскурсия по экологической тропе» Образовательная область: "Познавательное развитие" Направление: ознакомление с миром природы. Тема: "Весенняя экскурсия по экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Встреча на таёжной тропе»
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 18:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД