Ира Безызвестных
Конспект занятия «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима» с использованием мемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Непосредственной
образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
"Капельки".
МБДОУ № 12 г. Дивногорска.
Тема: Иван Захарович Суриков
«Зима».
Образовательная область: речевое развитие.
Воспитатель: Безызвестных И. В.
Цель: Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима». После его
Публикация «Конспект занятия „Заучивание стихотворения И, З, Сурикова „Зима“ с использованием мемотехники“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи о зиме. Конспекты занятий
- Темочки
прослушивания и беседы по его содержанию, заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Обучающая: заучить стихотворение. После его прослушивания составление мнемотаблицы.
Развивающая: рассказать стихотворение эмоционально, выразительно, интонационно выделяя слова или действия.
Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, творческое воображение.
Воспитательная: соблюдать правила коллективного слушания: не отвлекаться самому и не отвлекать других. соблюдать правила участия в беседе.
Результат: заучить стихотворение И. З. Сурикова «Зима», после его прослушивания, беседы по его содержанию и использования мнемотаблицы.
Словарная работа: расширять словарь детей о зиме (поле побелело, пеленою всё его одело, шапкой принакрылся чудной, беспробудно).
Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой, беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, экспериментирование со снегом и льдом.
Материал: снежок из ткани; презентация зимнего леса; альбомные листы с готовыми клетками для заполнения мнемотаблицы; простые карандаши; проектор; компьютер; колонка; фонарик; раскраски по теме зима.
Ход проведения:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: - Становитесь, дети в круг.
- Посмотрите, какой снежок у меня в руках. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись, снежок, по рукам, по рукам! У кого снежок остался, улыбнется всем друзьям!» А теперь давайте повернёмся и улыбнёмся всем гостям.
Загадка:
«Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна, холодна,
И надолго к вам пришла.»
2. Озвучивание темы.
Воспитатель: - Молодцы! Правильно, это зима. И сегодня мы отправимся в гости к зиме.
Воспитатель: - Присаживайтесь ребята на стульчики.
Воспитатель показывает слайды про зиму.
Воспитатель: - Зима самое суровое время года. Летят с неба белые снежинки и украшают землю белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег. Только ель и сосна остаются попрежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнце.
Воспитатель: - Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке? Какими способами? Поэты, как они об этом могут рассказать? (Высказывания детей).
- А я знаю интересное стихотворение про зиму. Хотите я вам его зачитаю?
Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
«Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…».
Беседа:
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой он? (зачитать строчку из стихотворения)
- Что происходит со снегом?
- Что произошло утром? Послушайте, как Суриков описывает, что произошло утром. (зачитать строчку из стихотворения. Как вы понимаете слово «пеленою»).
- А что случилось с лесом? (Зачитать строчки из стихотворения).
- Как вы понимаете «тёмный лес, что шапкой, принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно).
- О какой шапке говорит поэт?
- Как вы думаете, любит ли автор русскую природу? По каким строчкам вы догадались?
- Хотите его заучить?
-А что нам может помочь его быстрее запомнить?
Воспитатель: - Давайте немного отдохнём и поиграем с пальчиками рук.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по ногам)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на ноги то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели
Спать легли (ладошки под щечку)
Воспитатель: - Присаживайтесь за столы на свободные места, У вас у каждого на столах лежат мнемотаблицы. Я буду зачитывать строчку из стихотворения, а вы в клетках будете зарисовывать символы, которые помогут вам её запомнить. Начинаем заполнять клетки с лева на право, с верхней клетки, в левом углу. Поставьте на неё свой карандаш.
Воспитатель: - Ребята, я сейчас ещё раз прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, можете закрыть глазки и представить, как можно её зарисовать. Кто желает, может повторять вместе со мной.
Воспитатель: - Сейчас я буду зачитывать строчку из стихотворения, а вы будете заполнять схему.
Воспитатель зачитывает строчки из стихотворения, а дети заполняют мнемотаблицу.
Воспитатель: -А я тоже сделала свою схему.
(На каждую строчку воспитатель показывает свою мнемосхему. И вместе с ребятами повторяет строчку из стихотворения).
После заполнения мнемотаблицы воспитатель спрашивает.
Воспитатель: -Ребята, а кто хочет сам рассказать стихотворение?
(Дети с места по желанию рассказывают стихотворение, в парах или самостоятельно).
Воспитатель: -Ребята, легко вам было запомнить стихотворение? Что вам помогло его запомнить?
- Давайте ещё раз повторим это стихотворение все вместе.
Воспитатель вместе с детьми повторяют стихотворение.
Слышен звук метели, вьюги.
- Тс! Слышите? Что это за звуки? Ребята, вы слышите, что это?
- Давайте поиграем.
Игра «Вьюга»
Воспитатель: Кажется начинается вьюга в зимнем лесу. Но я не знаю, как усмирить проказницу. Давайте мы ее поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».
Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «у» долго и громко. Затем сужают круг и произносят звук «у» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5раз.
3. Итог.
Дети садятся на стульчики и передают по очереди друг другу фонарик.
Воспитатель: Вспомните ребята, о чём мы говорили? Что мы делали? Что было трудно? Что вам понравилось?
Фонарик возвращается к воспитателю.
- Вы сегодня постарались! А какое стихотворение вы сегодня выучили? Назовите автора. Мне кажется, что это стихотворение будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. Даже можете так же нарисовать схемы, чтобы им было легче его запомнить.
- Давайте ещё раз повторим все вместе стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
-За вашу работу, я хочу вам подарить картинки – раскраски. У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить цветными карандашами.
- Ребята, скажите какое у вас настроение после нашего общения?
- Положите на ладошки немного настроения и поделитесь им с гостями. (Воспитатель дует на ладошку, а дети за ней повторяют).