Приложение МААМ

Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»

Наталья Ивличева
Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие «Железнодорожный транспорт»

Задачи: 1. Показать роль железной дороги в жизни человека; уточнить и расширить знания детей о грузовых и пассажирских составах;

2. Воспитывать уважение к профессиям людей, обслуживающих подвижной состав.

3. Развивать внимание

Оборудование: портативный компьютер, презентация “Вагоны грузового и пассажирского состава”, иллюстрации, фотографии, отражающие профессиональную деятельность железнодорожников; карточки с заданием.

Публикация «Конспект занятия „Железнодорожный транспорт“» размещена в разделах

Словарная работа: пассажирский и грузовой поезд, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон, багаж, багажный вагон, вагон-ресторан, почтовый вагон, цистерна, машинист, проводник, диспетчер.

Ход занятия:

1. Введение в тему. Постановка творческой задачи.

Воспитатель:

- Чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю отгадать вам загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Воспитатель:

- Речь сегодня пойдет о железной дороге. А вы любите ездить на поезде?

2. Историческая справка.

Воспитатель:

- В нашей жизни мы настолько уже привыкли к этому удивительному явлению, каким является железная дорога, что порой даже и не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Но ведь жили, же в России (да и во всем мире) без железных дорог! Кто мне скажет, когда и где в России появилась первая железная дорога?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

- 30 октября 1837 года железная дорога между Петербургом и Царским селом была открыта. Наша российская железная дорога еще очень молода. Ей всего 175 лет. Первая пассажирская (подчеркиваю — пассажирская) стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Протяженность ее составляла всего 25 км. Но вообще-то "чугунка" — так в простонародье называли железную дорогу — появилась немного раньше: в сентябре 1834 года крепостные мастера заводчиков Демидовых, отец и сын Черепановы, Ефим Александрович и Мирон Ефимович, соединили небольшой узкоколейкой карьер, где добывалась железная руда, и Нижнетагильский завод, на котором эта руда переплавлялась в чугун. Именно эта крохотная железная дорога длиной всего в 3,5 км и стала прародительницей нынешней железной дороги.

3. Художественное слово.

С. Рождественский

«Первая железная дорога»

"Расскажите, деда!

Слышал много,

А не знал, какой она была.

Первая железная дорога,

С Питера до Царского Села?"

«Правда, внучек, — первая в России.

Только поначалу не для нас.

Помню, дед мой в годы молодые

Видел это чудо — и не раз.

В страхе были от него старушки,

Но весьма одобрил высший свет.

(Жаль, что Александр Сергеич Пушкин

Так и не успел купить билет)

На платформы ставили коляски,

Отпрягая рослых лошадей,

И по рельсам, без толчков и тряски,

Мчался поезд — кошки не быстрей.

Все дышали копотью угарной

И чихали истово, до слез.

Впереди с трубою самоварной

Сыпал искры низкий паровоз.

Воспитатель:

- Как вы понимаете выражение «Мчался поезд — кошки не быстрей»? (поезд ехал медленно).

4. Историческая справка.

Воспитатель:

- Но время идет, а вместе с ним развивается и железная дорога. Такая огромная страна, как Россия, просто нуждалась в железных дорогах, даже цари-императоры были заинтересованы в этом. Так, специально созданный Комитет Великой Сибирской магистрали под председательством самого императора Александра III принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе — от Челябинска, на востоке — от Владивостока. А наследник престола Николай II в 1891 году собственноручно заложил первый камень в здание вокзала во Владивостоке и опрокинул тачку с землей, тем самым положив начало строительству Уссурийской железной дороги. Эта дорога длиной в 769 км связала Владивосток с Хабаровском — 31 августа 1897 года по ней прошел первый поезд. Это был первый выход России к Великому океану по стальному пути. A когда 6 октября 1916 года был сдан железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана — Атлантический и Тихий.

Наступил XX век - век техники и больших скоростей. Продолжали строиться новые железнодорожные магистрали. Это и Турксиб — трасса, связавшая Сибирь со Средней Азией; и трасса Абакан — Тайшет, которая позволила "заглянуть" "в глубину сибирских руд"; и второй путь к Тихому океану: трасса Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; и железные дороги, связавшие центр России с ее Крайним Севером — с Воркутой, Мурманском; и Байкало-Амурская магистраль. Все эти стройки навсегда вошли в историю нашей Родины и достойны великого уважения, потому что их прокладка — настоящий подвиг.

Воспитатель:

- Вот мы говорим: железная дорога. железная дорога. А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (Ответы детей.)

- Железная дорога — это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты, виадуки; железно-дорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков, перронов; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как "разъезд", "билет", "полка", "скорость", "расписание", вполне применимы к железной дороге. И конечно же, железная дорога — это вагоны, уголь, пар и электричество.

5. Рассказ воспитателя «Какие бывают вагоны?»

Воспитатель:

- Сами поезда бывают разными. Скажите мне, какие виды поездов вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Поезда делятся на пассажирские и товарные (Слайд №1, №2)

Воспитатель:

- К первому типу поездов относятся скорые (или поезда-экспрессы) (слайд № 6). Примером такого поезда служит экспресс "Россия", идущий из Владивостока в Москву, — поезд, проходящий за 6 суток самый длинный железнодорожный маршрут на нашей планете (9290 км). И не зря ему присвоен номер 1.

Давайте заглянем внутрь этого вагона.

Воспитатель:

-Это спальный вагон (Слайд № 7). Кресла в этом вагоне очень удобные, мягкие. В таком вагоне пассажир может спать - есть подушки и одеяла; есть столик, за которым можно поужинать или выпить чаю. В спальном вагоне уютно и удобно ехать очень далеко, даже в течение нескольких дней.

Воспитатель:

- Вот плацкартный вагон (Слайд № 8). Обратите внимание, в нем есть верхние полки, на которых пассажиры тоже могут спать, складной стол и полка для вещей пассажиров.

Воспитатель:

- Этот вагон называется купейный (Слайд № 10). В отличие от плацкартного в купейном вагоне есть двери, которые задвигаются, и каждое купе превращается в отдельную комнату. В купейном вагоне очень удобно путешествовать всей семьей.

Воспитатель:

- В состав пассажирских поездов дальнего следования входят не только пассажирские, но и другие виды вагонов. Ребята, куда может пойти пассажир в поезде, если он захочет позавтракать, пообедать или поужинать?

Дети:

- В вагон-ресторан.

Воспитатель:

- Правильно, пассажир может пойти в вагон-ресторан (Слайд №11). Давайте, посмотрим, как выглядит вагон – ресторан.

Воспитатель:

- Что берут с собой люди в путешествие?

Дети:

- Багаж.

Воспитатель:

- А какой вагон предназначен для перевозки багажа?

Дети:

- Багажный вагон.

Воспитатель:

- Правильно, багажный вагон входит в состав пассажирских поездов. Кто из вас знает, чем отличается багажный вагон от других пассажирских вагонов? (предположения детей) А сейчас мы уточним ваши предположения (Слайд № 14).

Воспитатель:

- Есть еще один вагон, который входит в состав пассажирских поездов (Слайд № 15). В этом вагоне перевозят письма, посылки. А вы знаете, как называется такой вагон?

Дети:

- Почтовый вагон.

Воспитатель:

- Но не менее милыми и дорогими становятся для нас поезда местные, пригородные, увозящие нас на дачу или к бабушке, которая живет в небольшом поселке! (Слайд № 3) Давайте, посмотрим интерьер вагона поезда пригородного сообщения. Что мы там увидим? (слайд № 4) (ответы детей)

Воспитатель:

- Верно! Пассажирские вагоны пригородного поезда представляют собой большую комнату, где можно увидеть ряды деревянных или мягких скамеек. Спать на них неудобно. Пассажиры едут сидя и на небольшие расстояния.

Воспитатель:

- Товарные поезда тоже бывают разными: они везут разные виды грузов, и для каждого вида — свой вагон. (Слайд № 18) Низкие прямоугольные вагоны доставляют нам уголь и лес, высокие прямоугольные — зерно, маленькие трапециевидные вагоны предназначены для перевозки цемента и муки, круглые цистерны перевозят нефть и нефтепродукты; огромные холодильники (рефрижераторы) везут нам продукты, а платформы с установленными решетками предназначены для перевозки контейнеров, автомобилей. Ну а почтово-багажные вагоны говорят сами за себя.

Воспитатель:

- Ни днем, ни ночью не смолкает железнодорожный путь : только рельсы остынут от вихрем промчавшегося пассажирского экспресса, как уже вдали гудит локомотив, тянущий за собой 60 и более вагонов с различным грузом. И потом только остается гадать по оставшемуся запаху, какой промчался товарняк — с лесом, углем или бензином.

6. Рассказ воспитателя «Железнодорожные профессии»

Воспитатель:

- А теперь давайте поговорим о профессиях, связанных с железной дорогой, точнее, которые железная дорога объединила. Кто трудится на железной дороге? Благодаря кому железная дорога живет? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Монтер пути - одна из самых массовых профессий на железной дороге. Мы видим этих людей из окон вагонов, проезжая станции и разъезды, на перегонах, на мостах и тоннелях. Они ремонтируют путь.

Воспитатель:

- А вот поездной диспетчер. Он не водит поезда, он ведет график движения поездов. Организует движение. Направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским кругом.

Воспитатель:

- Гвардия стальных магистралей! Ведущая из ведущих профессия! И почему, долго объяснять не надо: именно они и водят поезда. Быть машинистом очень трудно и очень почетно. Даже мечтать об этом интересно.

Воспитатель:

Проводник - это хозяин пассажирского вагона. Он встречает нас перед дверью вагона и от того, как он выполняет свои обязанности, зависит наше настроение в пути.

7. Упражнение на развитие внимания «Не пропусти!»

Воспитатель:

- Я вам сейчас раздам карточки с текстом стихотворения, а вы должны в этом тексте зачеркнуть все буквы –ж-, -у-.

Легли на горку кружева из стали

И руки протянули провода.

На станции рождаются составы,

Прописку получают поезда.

Все трудятся как в слаженном оркестре

И машинист, и слесарь, и монтер.

Командует парадом как маэстро

Диспетчер - самый главный дирижер.

И день, и ночь во всю кипит работа.

И я люблю здесь каждый уголок.

И знаю точно: из-за поворота

Мне подмигнет зеленый огонек.

8. Актуализация знаний.

Воспитатель:

- Что общего между пассажирским и товарным поездом?

- В чем их отличие?

- Каково значение железной дороги для промышленности?

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс)Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс) СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Конспект группового логопедического занятия.

Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт»Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт» Цель занятия: 1. Продолжать знакомить детей с многообразием видов городского транспорта, его назначением и ролью в жизни города. 2. Учить.

Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Железнодорожный вокзал»Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Железнодорожный вокзал» Задачи О: вспомнить виды транспорта, занимающегося перевозкой пассажиров; актуализировать знания детей о вокзале; продолжать учить детей.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия по аппликации «Городской транспорт»Конспект занятия по аппликации «Городской транспорт» Программные задачи: Знакомить детей с видами городского транспорта:трамваем,троллейбусом,автобусом. Учить передавать в аппликации характерные.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Транспорт»Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Транспорт» Программное содержание: • Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса и машины (закругление углов). • Закреплять умение.

Конспект занятия по лепке «Транспорт. Машинка»Конспект занятия по лепке «Транспорт. Машинка» Программные задачи: Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы,состоящие из нескольких частей. Закреплять умение лепить круглые.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Железнодорожный транспорт»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Железнодорожный транспорт» Программное содержание: формировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на.

Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт»Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» «Путешествие с Городовичком» Программные задачи: 1. Образовательные: - расширять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 13:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ивличева (УИ 3181203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД