Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с деревьями Алтая»

Ирина Егоровна Марискина
Конспект занятия «Знакомство с деревьями Алтая»

План-конспект занятия

«Знакомство с деревьями Алтайского края»

Педагог: Марискина Ирина Егоровна, педагог дополнительного образования КГБУДО «Алтайский краевой детский экологический центр».

Тема занятия : новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с деревьями Алтайского края

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с деревьями Алтая“» размещена в разделах

- выявить имеющиеся у детей знания о лесе, деревьях;

- дать обучающимся элементарные представления о строении деревьев

Развивающие:

- способствовать развитию чувства цвета и гармонии, фантазию и зрительное воображение, формировать художественное видение;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- способствовать формированию навыков доброжелательного общения, коммуникабельности;

- способствовать созданию у обучающихся мотивации к получению новых знаний о природе;

- способствовать воспитанию аккуратности в работе;

- способствовать развитию адекватной самооценки и самоконтроля.

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Тип занятия : комбинированное

Формы и методы: работа в группе, беседа, творческая работа, игра

Оборудование: слайдовая презентация, мультимедиа проектор, мешок с природными объектами (шишки ели и сосны, желуди, «крышечки» от желудей, спилы деревьев, береста, кора деревьев и т. д., цветные картинки сосны и ели, дерева без листьев (3 штуки, листья березы и клена разноцветные, раскраска «Лес», цветные карандаши, магниты, иглы английские, силовые кнопки, магнитная доска.

Структура занятия :

I. Организационный этап.

II. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Знакомство с понятием строение дерева.

- Выполнение творческой работы.

- Этап закрепления новых знаний.

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Знакомство с представителями царства растений – деревьями Алтая.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня замечательный, весенний день, давайте улыбнёмся друг другу и почувствуем, как наше настроение тоже станет весенним. Я вижу ваши сверкающие глазки. Замечательно, что у вас хорошее настроение. Давайте возьмём его с собой на занятие.

Обращаем внимание на гостей, приветствие гостям.

II. Ход занятия

Беседа

Педагог: Ребята, сегодня на занятие я принесла мешок. Посмотрите, вот он. Черный, непрозрачный, таинственный. В нем что то лежит. Но я не скажу, что там. Вы должны это узнать сами. Для этого надо засунуть руку в него, выбрать один предмет попробовать на ощупь определить, что это.

Дети: По очереди подходят, пытаются понять, что спрятано в мешке.

Педагог: Давайте теперь озвучим, что вы нашли в мешке.

Дети: Называют шишки, спилы деревьев, листья, желуди, «крышечки» от желудей и т. д.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Вынимать предметы и проговаривать)

Дети: Это части дерева.

Педагог: Из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, ветки, листья (+шишки, цветки, плоды) (Слайд 1а)

Педагог: Молодцы. Верно. Вот это и будет темой нашего сегодняшнего занятия – деревья, их строение и еще мы будем говорить о том, какие деревья растут в Алтайском крае. (Слайд 2)

Скажите, пожалуйста, к какому царству живых организмов относятся деревья? (Слайд 3)

Дети: К царству Растения.

Педагог: Верно. Чем деревья отличаются от других растений?

Дети: Они высокие. И у них есть прочный ствол, опора. Поэтому они могут вырастать очень высокими.

Педагог: Подскажите, если много деревьев растет рядом, как мы назовем такое место?

Дети: Лес.

Педагог: Ребята, как вы думаете, все леса одинаковые?

Дети: Нет, бывают только из берез, только из сосен, только из осин, только из елей, только из дубов.

Педагог: Как называют такие леса?

Дети: Их называют березняк (Слайд 4), бор (Слайд 5, осинник (Слайд 6, ельник (Слайд 7, дубрава (Слайд 8).

Педагог: Чем отличается береза от сосны? (Слайд 9)

Дети: У березы – листья, у сосны – иголки. (Слайд 10)

Педагог: Как называются деревья, у которых листья в виде пластинок?

Дети: Лиственные. (Слайд 11)

Педагог: А деревья, у которых листья в виде иголок (хвои?

Дети: Хвойные. (Слайд 12)

Педагог: Соответственно, лес, который состоит в основном их лиственных деревьев, называется лиственным лесом, а лес, состоящий преимущественно из хвойных деревьев – хвойным лесом. А как можно назвать лес, который примерно поровну состоит из хвойных и лиственных деревьев?

Дети: Смешанный лес. (Слайд 13)

Педагог: Вы правы. Лес, который преимущественно состоит из сосен, называется сосновым бором. Ребята, мы живем в удивительном крае. Из российских регионов, только в Алтайском крае сохранились реликтовые ленточные боры. Неспроста их называют ленточными, ведь и на самом деле, они лентами протянулись с юго-запада на северо-восток Алтая. Одна из лент – это барнаульская, проходит рядом со школой. Наверняка, каждый из вас там бывал. Помните, какие там сосны? Дети: Да, очень высокие, стройные.

Хвойные деревья Алтайского края

Педагог: Да. (Слайд 14)Сосна обыкновенная достигает высотой до 40 метров, живет до 150- 200 лет. В переводе с латинского языка слов о «сосна» означает «скала». Хвоинки – по две в пучке, длинной 6 см. Сосна светолюбивое растения, поэтому если она растёт в лесу, то нижние ветки от недостатка солнечного света погибают и отмирают. Поэтому сосновые леса обычно светлые. Сосна - лекарственное растение. Все дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. А если смола сосны попадала в море, она превращалась в ювелирный камень – янтарь.

(Слайд 15)Ель обыкновенная достигает высоты до 35 метров, возраст 200-300 лет. В переводе с латинского языка, слово ель означает «смола». Теневыносливое растение. В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света, задерживает порывы ветра. Ель растёт медленно. Растениям в полтора-два метра лет двадцать, а то и больше. Все дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке.

Педагог: Как вы думаете, а у хвойных деревьев опадают хвоинки? Дети: Нет.

Педагог: Не смотря на то, что многие хвойные деревья называют вечнозелеными, все-таки хвоинки не вечны. Хвоинки заостренные, длиной 1-2 см. Каждая хвоинка у ели живёт долго – от пяти до семи лет, а потом сухая падает на землю. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Замена хвои на дереве происходит постепенно, поэтому мы видим ель всегда зелёной. Шишки продолговатые 5-10 см длиной. В шишках находятся семена. Весной, при нагревании шишки раскрываются и семена падают на землю, прорастая в новые елочки.

Ещё одно хвойное дерево растет в нашем лесу.

Пихта сибирская (Слайд 16) очень похожа на ель. Но есть и отличия: у ели хвоя колючая, у пихты мягкая. Иголочки, в отличие от ели плоские, в почке 1 хвоинка. Шишки, у пихты, как свечки растут вверх. Под елью лежат пустые шишки, под пихтой ни одной. Они рассыпаются ещё на ветвях, а вниз падают одни чешуйки.

Жизнь пихты короткая, меньше ста лет. Высота достигает 30 метров. Используют в медицине: из смолы добывают пихтовый бальзам, из хвоинок эфирное масло. Лечат бронхиты, ревматизм, радикулит.

А о следующем дереве хочется сказать особо.

1. Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

2. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

Лиственница (Слайд 17) – это единственное хвойное дерево, которое ведёт себя как лиственное, осенью оно сбрасывает хвоинки. Отсюда и получила своё название. Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому ее называют национальным деревом нашей страны. Возраст этого дерева - 4oo-5oo лет, достигает высоты 35-40 м. Хвоя на её ветках негустая и мягкая. Держится она всего год. В пучке 15-20 хвоинок. Весной у лиственницы вырастает новая хвоя. Устойчиво к загрязнению воздуха, поэтому высаживается в городах. Древесина тяжёлая, не поддается гниению. Поэтому её не сплавляют по рекам, т. к. она тонет. Из древесины лиственницы изготавливают паркет. Из смолы добывают вещество, которое входит в состав мазей и пластырей.

Животные приходят в светлый лиственничный лес, как в столовую: северные олени — за грибами и лишайником, зайцы — за сочной хвоей.

Сосна сибирская, кедровая. (Слайд 18) Высотой достигает до 35 метров, живёт до 400-500 лет.

Посчитайте, как расположены хвоинки у кедра? Правильно, по 5 штук в пучке, длинной до 13 см. Шишки крупные, наполнены ценными орешками, содержащих 60% масла, комплекс витаминов, микроэлементов. Чтобы появились первые шишки, кедру надо расти 50 лет.

Применение в промышленности. Из древесины производят мебель, карандаши, чертежные доски. Из коры изготавливают коричневую краску. Масло кедровых орешков не уступает по качеству прованскому маслу. На нём разводили краски многие знаменитые художники.

Из отжатых орехов делают халву и кондитерские изделия. 80 видов зверей и 200 видов птиц лакомятся кедровыми орешками. Имеет высокое лечебное значение. Орехи применяют при гипертонии, цинге.

У народов ханты и манси дерево считается священным. В посуде из кедровой древесины долго не скисает молоко, а в сундуках не заводится моль. При рождении сына эвенки высаживали у своих жилищ сосну кедровую, а при рождении дочери – берёзу.

Физкультминутка «Выросли деревья в поле» (Слайд 19)

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивание, руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо- влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо – влево, вперед – назад)

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

Игра. Принести части деревьев к своему дереву. (Напомнить правила поведения, будьте вежливы). На стены в разных местах кабинета разместить рисунки деревьев : ель, сосна, береза, дуб. Детям раздаем каждому по природному объекту (желудь, шишка сосны, шишка ели, береста). По команде дети бегут к «своему» дереву. Разобрать, правильно ли нашли «свои» деревья.

Подведение итогов занятия

Педагог: Надеюсь, что наше занятие подарило вам понравилось и научило чему-то новому.

Сейчас я начну фразу, а вы ее продолжите:

– сегодня я узнал

– мне было трудно

– теперь я могу

– я научился

– мне захотелось.

Итак, леса бывают лиственные, хвойные, смешанные. Деревья – это растения, у которых есть корни, ствол и крона (ветви + листья).

Шишки разных хвойных пород отличаются по внешнему виду.

Рефлексия

Ребята, а теперь все, кому понравилось занятие нарисуйте улыбающийся смайлик на выданном листке, а те, кому не понравилось улыбнитесь, а кому нет – грустный, (как вариант «состройте» веселый или грустный смайлик на своем лице).

Закрепление

Педагог: у каждого на парте лежит листочек, переверните его, это раскраска с изображением леса. Какой это лес? Верно смешанный. Мы начнем его раскрашивать, если не успеем, то сделаете это дома и принесете на следующее занятие. (Во время работы детей контролировать как правильно раскрашивать, помочь подобрать цвета, подсказать, как штриховать, поправлять осанку.)

Приложение 1

Текст "Стань деревом"

Вы, маленькие деревца, стоящие в большом поле. Сейчас конец зимы и ваши корни не гнутся, они закоченели от холода в земли. Ваши ветки голы, прошлогодние листья слетели, а новые листочки сидят в плотно закрытых почках, спрятавших их от холода. Небо серое, вокруг вас вьюжит, ветки качаются от ветра. И ствол качается из стороны в сторону.

Наконец приходит весна! Земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветки и побеги хотят пить, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки. Вода течет по корням. Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, затем в ветки и молодые побеги.

По мере того, как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки. (Пальцы разжатъ и руки широко расставленные, поднять). Один за другим листочки разворачиваются!

и поворачиваются к небу, к Солнцу!

Сейчас время роста для деревьев. Вы голодны и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попадало больше солнечного света. Вы чувствуете тепло, питающее листочки. Вам нужна вода, поступающая от корней – пейте больше воды! Вам нужно больше солнечного света – берите его!

Лето проходит и вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни, ствол, ветви. Покажите, какими вы стали за лето сильными и красивыми!

Но лето уходит. По мере приближения холодов ваши листочки перестают вырабатывать пищу. Однажды подул ветер и пошел дождь. Вы чувствуете холод и ветер, ваши ветки склонились. Сейчас ваши листочки ослабели и слетают с ветвей, оставляя туго закрытые почки (вновь сожмите кулаки). Это почки, которые сохранят листочки зимой и выпустят их следующей весной! Жизнь опять вернется!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке» Конспект «Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке» П/с: формирование у детей знаний об отличительных особенностях деревьев и кустарников,.

«Наблюдение за деревьями и кустарниками». Конспект прогулки с экспериментированием«Наблюдение за деревьями и кустарниками». Конспект прогулки с экспериментированием Цель прогулки: Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой»Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Цель прогулки: продолжать обучать детей описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки. Провести с детьми экскурсию.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями после снегопада»Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями после снегопада» Программные задачи: продолжать учить детей описывать растения, отмечать характерные признаки; воспитывать заботливое отношение к растениям,.

Конспект прогулки «Наблюдение за голыми деревьями»Конспект прогулки «Наблюдение за голыми деревьями» Цель прогулки: развивать у детей наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; продолжать формировать.

Конспект прогулки «Наблюдение за кустами и деревьями под снегом»Конспект прогулки «Наблюдение за кустами и деревьями под снегом» Цель прогулки: закреплять знания детей о деревьях, различных их частях; учить различать виды деревьев; продолжать учить описывать растения,.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Тема «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев и кустарников в зимний период.

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе с наблюдением за деревьями и кустарниками Конспект проведения прогулки в подготовительной группе с наблюдением за деревьями и кустарниками Цель: 1. Закреплять знания об изменениях.

Конспект проведения прогулки в средней группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками»Конспект проведения прогулки в средней группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками» Цель: уточнить понятия «дерево», «куст», учить отличать дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий»,.

НОД по физической культуре методом круговой тренировки «Горы Алтая» (подготовительная группа) Программное содержание: Повысить у детей интерес к физкультурным занятиям. Формировать у детей навыки взаимопомощи, учить вести взаимный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с деревьями Алтая»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 10:18
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД