Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки» (11 фото)

Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Тема НОД: «Знакомство с народной куклой.

Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки».

Автор разработчик:

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с народной куклой, Изготовление лоскутной куклы „Пеленашки“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки».

Цель: Ознакомление детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

Задачи:

Образовательные:

• Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.

Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, оберег, лоскутная, пеленать.

• Приобщать детей к традиционной культуре России.

Развивающие:

• Развивать интерес к лоскутным куклам.

• Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

• Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к лоскутным куклам и к русским народным обрядам; знакомятся с историей лоскутной куколки Пеленашки; осваивают доступный способ изготовления лоскутной куклы Пеленашки.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку», колыбельной «Ай качи, качи, качи»; игры с куклами; беседа о старинных русских именах; рассматривание русского национального костюма; знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Словарь новых слов: тряпичная кукла, лоскутная кукла, оберег, пеленать.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

Народные куклы : соломенные, деревянные, глиняные, лоскутные.

• Наглядное пособие с изображением лоскутных куколок, с поэтапным изготовлением куклы Пеленашки.

Раздаточный материал:

• Прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы.

• По два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки.

• Прочные нитки для фиксации скрутки.

• Узкие ленточки для обвязывания Пеленашки.

Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

Дети: Кукла!

Педагог: Конечно кукла! Посмотрите внимательно на этих куколок. Как вы думаете, это старинные куклы?

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»

Дети: Да.

Педагог: А из какого материала они изготовлены?

Дети: Из соломы.

Педагог: Да ребята, это соломенные старинные куклы, ими играли наши бабушки и прабабушки. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла. Существует очень много кукол: деревянных, глиняных. А я хочу познакомить вас с лоскутными куколками, которые изготавливают из ткани. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Посмотрите ребята, это лоскутная кукла называется – Веппская кукла, кукла-мама, как символ материнской заботы, чтобы детишки росли здоровыми и сильными.

Педагог дает детям потрогать и рассмотреть куклу.

Педагог: А вот лоскутная кукла – Крупеничка, это старинная насыпная кукла, как мешочек набитая крупой. Её обычно дарили на Рождество, чтобы год был урожайным. Потрогайте куколку, внутри у нее крупа – гречка.

Фото «Пеленашки»

Педагог: Кукла Крупеничка помогала верить человеку в удачный год, придавала сил для работы, ведь на Руси каши были основным видом питания.

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы - фото

Педагог: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

Дети: Конечно!

Педагог: А хотите научиться их делать своими руками?

Дети: Очень! Это так интересно!

Педагог: Посмотрите, ребята, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Такую куколку называют Пеленашкой. Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. И ребята, такие как вы, учились мастерить таких куколок из старых тряпочек, платочков, причем, их с равным интересом делали как мальчики, так и девочки. Давайте покажем как можно покачать такую куколку и споем ей колыбельную.

Дети: Ай качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Птицы сели на ворота.

А ворота скрип, скрип,

Наша деточка спит, спит.

Дети: имитируют движения качания куколки.

Педагог: Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?

Дети: Прямоугольной.

Педагог: Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем - получается головка. Затем перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

Дети: На поясе.

Педагог: Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

Дети: Голова и туловище куклы.

Фото №1 Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема НОД Знакомство с

Педагог: Берём цветной лоскуток. Какой он формы?

Дети: Треугольной.

Педагог: Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

Фото №2 Народная культура фольклор народной куклой

Дети: Треугольной.

Педагог: Кладём Пеленашку на пелё нку и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

Педагог: Ребята, а что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась?

Дети: Завязать ленточки.

Фото №3 Изготовление лоскутной куклы Пеленашки

Педагог: Молодцы! У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю пелёночку кукле. А вы, когда будете завязывать ленточки, помогайте друг другу.

Педагог: А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

Фото №4 Автор разработчик Мезенцева Светлана Викторовна Программа От рождения до школы под редакцией Н

Дети: Скрутить лоскут ткани.

Педагог: Что надо сделать потом?

Дети: Перевязать головку и талию.

Педагог: Что вы сделаете потом?

Дети: Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.

Педагог: Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.

Дети: С удовольствием!

Педагог: Ребята, давайте перед началом очень интересной нашей рабы разомнем пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку»

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Стряхнула лебедушка водичку. Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Сжимаем пальцы в щепоть. Повороты кистей рук из стороны

Сторону — слева направо обратно.

Поочередное шевеление пальцами.

Несколько раз разжимаем Сжимаем пальцы в кулачки.

Практическая работа детей в группах. Звучит народная музыка.

Фото №5 Публикация Конспект занятия Знакомство с народной куклой Изготовление лоскутной куклы Пеленашки размещена в разделах Конспекты занятий Фото №6 Все конспекты Кукла Пеленашка Куклы обереги

едагог оказывает индивидуальную помощь каждой подгруппе.

Фото №7 Народные тряпичные куклы Народная культура фольклор Народные куклы

По окончании работы дети рассказывают о своих куколках друг другу.

Фото №8 Конспекты занятий Темочки Интеграция образовательных областей социально коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно эстетическое развитие физическое развитие

Педагог: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Ребята, какими куклами играли наши бабушки и дедушки?

Дети: Соломенными, деревянными, лоскутными.

Педагог: Ребята, сегодня мы научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

Публикации по теме:

Художественное творчество. Конспект занятия «Изготовление куклы-напёрстка» Цель: -научить пользоваться выкройкой и аккуратно выполнять работу -познакомить с наперстковыми куклами -развивать творческое воображение.

Игра с куклой «Мытье рук и личика куклы Маши». Конструирование «Диван для куклы Маши» Ход занятия Цель: 1. Помочь малышам запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий, качеств. 2. Учить детей строить диванчик.

Конспект комплексного занятия Знакомство с достопримечательностью поселка. Изготовление лошадки Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное - эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект НОД с детьми раннего возраста «Знакомство с куклой Катей»Конспект НОД с детьми раннего возраста «Знакомство с куклой Катей» Формирование первичных представлений о себе и о других людях. Задачи: 1. Обучающие: расширять опыт в ориентировки в частях собственного.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Марина Соловьева Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклойпо.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Изготовление куклы-масленки» Задачи: Образовательные: Учить мастерить куклу-масленку из лоскутков ткани. Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями,.

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет)Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Открытое занятие для конкурса «Воспитатель года». Изготовление народной куклы-куватки со старшими дошкольниками Тема: Изготовление народной куклы-Куватки со старшими дошкольниками. Цель: Прививать любовь к русской народной культуре через изготовление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 19:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД