Юлия Вовк
Конспект занятия «Знакомство с родовым древом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Веселые гномики»
с. Небуг муниципального образования Туапсинский район
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С РОДОВЫМ ДРЕВОМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Составитель: Вовк Ю. В. ,
Воспитатель
МБДОУ ДС № 17 «Веселые гномики»
с. Небуг
2017
Конспект НОД «Знакомство детей с родовым древом»
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с родовым древом“» размещена в разделах
Основная ОО: социально – коммуникативное развитие
Интеграция ОО:
Познавательное развитие: формирование элементарных представлений о том, что такое род и родословная; знакомство с уважительными старинными формами терминов родства: батюшка, матушка, братец, сестрица.
Речевое развитие: активизация и обогащение словаря по теме «Знакомство с родовым древом», развитие артикуляционного аппарата, заучивание стихотворных форм
Социально-коммуникативное развитие: совместное выполнение здоровьесберегающих упражнений, формирование потребности заботиться о членах своей семьи, выполнение игровых правил и подчинение этим правилам.
Физическое развитие: выполнение подвижных упражнений в игре
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как родственники, род, родители.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родственники, род, родители;
• закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях;
• привлечь внимание детей к истории своей семьи путем рассматривания семейной фотографии и родового древа.
Развивающие:
• Развивать интерес к истории своей семьи;
• развивать познавательный интерес и элементарные представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о некоторых традициях и обычаях.
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к старшим;
• продолжать воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам;
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Ритуал)
-С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
- Ребята, давайте мы сейчас поздороваемся друг с другом, будем передавать мячик по кругу и тому кому передаем, говорим «Здравствуй» и называем имя того кому передаем мяч.
- Поздоровались, молодцы! А теперь давайте повторим правило поведения на занятии.
(Дети хором повторяют правило поведения на занятии) :
Внимательно слушай!
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай!
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия :
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите?
(Рисунки «Славянская семья», «Семейный праздник»)
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О семье)
Воспитатель: - А сейчас подумайте и ответьте: кого называют родственниками? (Бабушек, дедушек, мам, пап.)
Воспитатель: Есть такая пословица «Русский человек без родни не живет»
Как вы понимаете эту пословицу?
А давайте вспомним пальчиковую гимнастику про семью
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш
И зовут его крепыш!
Вот какая дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе.
Воспитатель:- Какая у вас семья? (Дружная, крепкая, сплоченная, спортивная). В семье все люди друг другу какие? (Родные) А что означает слово «род»?
(Родители, братья, сестры, прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, внуки, правнуки).
Воспитатель: Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род-это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало.
Воспитатель: - Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? (ответы детей).
Воспитатель:- Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи.
Воспитатель:- А кто самый старший по возрасту родственник в роду? Почему?
(- Бабушка, дедушка.
- Потому что они дольше всех прожили и всё знают.
- Мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами.
- Они советуют, как поступить в трудных случаях.
- Они помогают во всем.)
Воспитатель: Верно, а ещё мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам.
-Пока не было вас, как назывались родители?
- Детьми.
- А как они стали называться с вашим рождением?
- Родителями.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас обратите внимание на стол, что лежит у меня на столе?
- Кольца
Любой род можно представить в виде этих колец.
Воспитатель: - Какие они?
- Разные, большие, маленькие, средние.
- Как можно назвать самое большое кольцо?
- Это кольцо можно назвать прабабушка, прадедушка.
- А как можно назвать следующее кольцо?
- Дедушка, бабушка (надевает следующее по размеру кольцо). Правильно.
- А какое кольцо следующее и как мы его назовём?
- Мы назовём его мама и папа (надевает следующее, меньшее по размеру кольцо).
- А вот это кольцо – вы сами ребята!
Воспитатель: У меня осталось ещё одно, самое маленькое.
- Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте!
Скоро вы вырастите …
- Может быть, это кольцо наши будущие дети. Правильно.
Воспитатель: - И что же у нас получилось
(Пирамида)
- А на чём держатся верхние кольца?
-На самом большом кольце.
- Помните, как мы его называли?
- Прадедушка, прабабушка
Ребята, если семья будет дружной, то пирамида будет расти и будет дружной.
Воспитатель: - на столах лежат кольца от пирамид, вы можете составить свои семейные пирамиды.
В старину семьи были большие и дружные, родственники всегда помогали друг другу, дети во всем слушались старших, не перечили им. Отца величали батюшкой, мать – матушкой. Даже если случались ссоры, то все быстро мирились.
Психогимнастика «Драка»
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Воспитатель: - Ребята, давайте сейчас поиграем и представим, что вы с другом поссорились. Вы злитесь, друг на друга и вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.
Ура! Неприятности позади!
Воспитатель: посмотрите, у нас в группе выросло красивое дерево. Это дерево наша группа. А на дереве выросли веточки – это ваши семьи. Но на веточках нет листочков. В корзинках лежат листочки, они с фотографиями членов ваших семей. Разместите их на дереве.
Воспитатель: Ребята, мы знаем стихи о семье.
Семья – это слово родное!
Сколько в нём света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных – как солнца лучи.
Воспитатель: Семьи были гостеприимными и хлебосольными. Гостей встречали хлебом – солью. Любили веселье, игры, пляски, водили хороводы. В каждой семье были свои обычаи, традиции.
Традиции – это принятые обычаи (Дети уважали старших, обращались друг к другу ласково, помогали друг другу).
Ещё одна старинная традиция - празднование имени ребёнка. Именинник разносил гостям пироги - это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо - пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Игра «Пирог»
Дети делятся на две команды, становятся друг против друга, между ними «пирог», он выбирается из ребят с помощью считалки.
Считалка
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
Все поют:
Да, экий он высокинький, (поднимают руки вверх)
Да, экий он широкинький, (разводят руки в стороны)
Да, экий он мякошенький, (гладят себя по животу)
Режь да ешь!
С последними словами по одному участнику от каждой команды бегут к «пирогу». Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду. Оставшийся ребёнок становится «пирогом». Выигрывает команда, в которой становится больше детей.
Воспитатель: после длинного трудового дня собиралась семья в избе и внуки садились возле бабушек и дедушек и те рассказывали им сказки, пели песни и, конечно, рассказывали о своих родственниках, о случаях из жизни своих детей, о своих родителях, о предках.
Воспитатель: Кто такие ПРЕДКИ? Это наши родные, которые жили до нас.
Воспитатель: Чтобы рассказать другим людям о своей семье, что нужно знать? (Их имена, отчества, фамилии).
Как вы уже знаете, с давних времен существовал обычай вести свою родословную. Что такое «родословная»? (Слово о роде, это история семьи, рассказ о своей семье, родственниках предках)
Воспитатель: кто попробует составить свою родословную? Кто подскажет, с кого следует начать составлять родословную? (Со старших в семье, с бабушки и дедушки).
Заслушиваем 2 – 3 детей.
Итог занятия :
- Скажите, что из нашего занятия вам запомнилось больше всего?
- Что было самым сложным?
Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были милосердие, добросердечие, гостеприимство, хлебосольство.
(Ритуал)
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!