Конспект занятия «Знакомство с трудом хлеборобов Кубани»

Ольга Лучкина
Конспект занятия «Знакомство с трудом хлеборобов Кубани»

Конспект занятия по кубановедению.

Тема: Знакомство с трудом хлеборобов Кубани.

Цель :

Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.

Расширять  и углублять знания детей о труде хлеборобов Кубани.

Расширять знания о сельскохозяйственной технике.

Поддерживать  естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру,

Словарная работа:

Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.

Активизация словаря:  зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

 Воспитывать бережное отношение к хлебу, любовь к родной земле, уважение к людям, работающим на земле и выращивающим хлеб.  

Ход НОД 

Посмотрите вокруг,

Зачарует краса,

Нет края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса

Даль морская лазурью окрашена.

Вот они – кубанские просторы

Их и птице трудно облететь

От Кавказских гор и до Ростова

Распахнулась наша чудо – степь.

(Показ презентации труд хлебороба в наши дни)  

Слайд “ Кубанская степь”

Ребята как назыыается край в котором мы с вами живем? (Кубань)

К нам приезжает очень много гостей. А гостей у нас принято встречать душистым караваем.

Слайд “Каравай”

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,Вот он теплый, золотистый,Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила,В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе. Люди долго и упорноПотрудились на земле.

- Ребят вы знаете, откуда берётся хлеб, какой он проходит путь прежде чем стать вот таким караваем.

- Вы хотите узнать, кат трудятся люди, которые его выращивают. ?

- Кто знает как называют людей которые его выращивают? (Хлеборобы)

Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столеЛюди долго и упорноПотрудились на земле.

Вот именно долго и упорно.

Давайте  ребята посмотрим на наш экран.     

В какое время года много дел у хлебороба?

слайд “ Ремонт техники”.

 Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой?

Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики.

слайд. “Снегозадержание”

Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые,

чтобы в поле в почве сохранялось много влаги.

слайд “ Агроном”

 Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном.  Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

 слайд “Пахота”

– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.) в наши дни хлеб выращивать помогают десятки умных и сильных машин.

Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

- Всегда ли была такая техника?

 - Как же раньше пахали землю?

Слайд “Хлебопашец”

В старину пахарь делал это при помощи лошади и деревянного плуга. Запряжет казак в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

слайд “Сеялки и сеятель”.

Зерна пшеницы и ржи в старину сеяли вручную. Очень непросто распределять семена равномерно, разбрасывая их руками.

– В наши дни на распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Слайд  ”Колосящееся поле пшеницы”

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время, и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

Физкультминутка.  «Колосок растёт»

Предложить детям встать.

Ребята,давайте немного отдохнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. (Дети садятся на корточки)

-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли,  росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

-Колоски тянутся к солнышку.   (Дети напрягают руки)

-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)

-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки  плавно разводят  в стороны)

Дети садятся.

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

Слайд  ”Уборка урожая  в наши дни”.

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб.Не зря в пословице говорится«Летний день – год кормит»

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми  и зерно осыплется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям.

В наши дни хлеборобам помогает чудо-техника.

Отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

( Комбайн.)

На поле выходят комбайны. От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы — нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.)

 Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

Слайд  ”Уборка урожая  в старину”.

В былые времена на уборку урожая выходили семьями. Мужчины косили зерновые косами, а женщины жали их при помощи вот таких серпов. Собирали сжатый хлеб в снопы, где он просушивался, а затем обмолачивали зерно цепами.

Слайд “ Зернохранилище. Мельница

Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

(Элеватор – здание где хранят зерно.)

Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

 После того как на элеваторе зерно очистят и просушат куда его везут? (зерно везут на мельницу).

Что там делают с зерном? (зерно перемалывают в муку)

Как называют человека, который работает на мельнице? (мельник.)

Слайд 11 хлебозавод

 Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)

Что там делают из муки? (Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, Как называют того кто печет хлеб? (Пекарь)

слайд 12 –хлебобулочные изделия

 Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб.

Игра с мячом «”Откуда хлеб пришел»

Человек работает на тракторе (тракторист).

Человек работает на комбайне (комбайнер).

Человек выращивает хлеб (хлебороб.)

Что делают в пекарне? (пекут хлеб).

Хлеб пекут из чего? (из муки).

 Из чего получают муку? (из зерна).

Откуда зерно? (из колоса пшеницы)

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

Как называется круглый хлеб? (каравай)

Ребята, а в какую игру мы играем когда поздравляем наших ребят с днем рождения (Каравай)

Воспитатель:

Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, какой тяжелый труд хлебороба, берегите хлеб.

Очень хочется закончить наше занятие стихотворением В.Подкопаева: Вот они - последние страницы, И вся Кубань встаёт перед тобой, Ты видишь, как пшеница золотится, Ты слышишь, как о берег бьёт прибой… Богат наш край садами и хлебами, Цемент и нефть он Родине даёт… Но самый ценный капитал Кубани- Простой и скромный труженик - народ.

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом дворника зимой»Конспект прогулки «Наблюдение за трудом дворника зимой» Цель: Создать условия для формирования у детей знаний о труде взрослых. Образовательные задачи: 1. Закреплять знания детей о профессиях.

«Защитникам Кубани посвящается». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара» Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда.

Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье»Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье» Приоритетная область: познавательное развитие. Интеграция образованных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Весна
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с трудом хлеборобов Кубани»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 18:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект ОД по ФЭМП «Робопчелка Жужа знакомится с треугольником» для детей второй...
Конспект ОД по ФЭМП на тему: "Робопчелка Жужа знакомится с треугольником" для детей второй младшей группы Цель: Формирование представлений о сенсорном...
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто как разговаривает»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто как разговаривает» Программное содержание: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в...