Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Золотое правило нравственности»

Юхневич Инна Юрьевна
Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Золотое правило нравственности»

"Золотое правило нравственности"

Итоговое занятие

Цели:

• Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.

• Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.

* Воспитывать в детях нравственные чувства, которые помогут понять себя свое место в жизни и идти по ней верным путем, с мудростью в душе, побуждая к человечности и культурным проявлениям.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Постановка темы.

Вступительное слово учителя.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дорогие ребята! Я рада видеть вас в отличном настроении на нашем итоговом занятии из цикла «Уроки нравственности». И сегодня мы вспомним все что узнали и чему научились на наших занятиях.

Наше занятие хотела бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю»:

Я уважаю муравья

За то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?

Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т. д.

Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.

Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это «золотое правило нравственности».

Давайте вспомним, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П. Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. (Цицерон)

• Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?

Примерные ответы воспитанников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.

воспитатель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

Кто следит за выполнением этих правил?

Записаны ли они где-либо?

Наказывается ли человек, отступивший от этих правил? воспитатель: За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).

1. Нормы нравственности.

воспитатель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.

(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения). Помните притчу старого индейца о двух волках? Какая там мораль?

Притча старого индейца.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. … Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался,а потом спросил:

- А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка,и он ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Тренинги, игры, упражнения, проблемные ситуации».

Игра с мячом.

- Какое качество ты берешь себе? (Берешь себе – ловишь мяч; не берешь – возвращаешь мяч)

Любовь, обмануть, жадность, мягкость, злость, сотрудничество, жестокость, терпение, лень, обида, вера в себя, простить, трудолюбие, обижать, трусость, щедрость, честность, месть, насмешка)

Упражнение «Узнай качество»

В каждой группе есть карточки с текстом. Прочитайте их. Одна группа читает первый текст со значением качества, а другая отгадывает о каком же качестве идет речь. Потом другая, и т. д. по очереди.

Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Милосердие)

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта)

Правила приличия, воспитанность, учтивость. (Вежливость)

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Дружба)

Качество, которое включает правдивость, принципиальность в правоте, искренность. (Честность)

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. (Любовь)

Качество, характеризующее расположение человека к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии человека. (Трудолюбие)

Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. (Храбрость)

б) Расставьте данные качества в порядке значимости для каждого из вас по возрастающей линии цифрами (карточки у каждого ученика)

МИЛОСЕРДИЕ ЛЮБОВЬ

МУДРОСТЬ ДРУЖБА

ТРУДОЛЮБИЕ

ДОБРОТА

ЧЕСТНОСТЬ

ХРАБРОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

Ребята, очень часто данными мудрыми качествами в художественных произведениях, сказках наделяют каких-либо животных. Перед вами животные (картинки – муравей, слон, лев, корова, собака, кот Леопольд, кролик, голуби, сова)

Какими качествами вы бы их наделили и почему?

ФИЗМИНУТКА: «Будем мир мы защищать»

(выполняется в парах)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно соединяют пальчики обеих рук)

Будем мир мы защищать!

(Жмут руки друг другу)

На границе встанем,

(Прямые руки вытягивают вперёд)

Всех врагов достанем.

(Шаг, выпад вперёд)

Будем чаще улыбаться,

(Повороты в стороны, улыбаются друг другу)

А не ссориться и драться!

(Обнимаются друг с другом)

* Разрешение ситуаций по группам.

Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.

Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?

Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?

Ситуация №3. Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?

• Предложу посмотреть передачу вместе с братом.

• Сначала посмотрю передачу, потом пойду, погуляю с братом.

• Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

• Пойду, погуляю с братом.

• Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

Ситуация №4. Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение)удалось достать 18 билетов и сказал: "Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому". Как ты поступишь?

• Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

• Предложу решить голосованием.

• Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.

• Подниму руку, что не пойду.

• Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.

Ситуация №5.

Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?

• Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

• Главные роли дать желающим.

• Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.

• Желающим тянуть жребий.

• Пусть решат сами участники спектакля.

Итоги классного часа.

Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности,а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.

А как вы хотите, чтобы другие относились к вам?

А как вы должны относиться к другим людям?

1. Давайте тогда сформулируем золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Мне хочется закончить наше занятие притчей «Яма» Послушайте её внимательно.

«Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасёт животных в определённом месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в неё. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась всё глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё».

Какой можно сделать вывод? (не рой яму другому попадешь в нее сам)

рефлексия

- Что нового для себя узнали? - Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? Что запомнилось? - Как бы вы оценили свою работу на занятии? (работу своей группы, пары). Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока?

Я желаю вам успехов, будьте добрыми, отзывчивыми, и не забывайте золотое правило нравственности.

Разработала воспитатель Юхневич И. Ю.

Публикации по теме:

Детская площадка для детей нашего реабилитационного центраДетская площадка для детей нашего реабилитационного центра Я предлагаю Вашему вниманию несколько полезных идей как преобразить участок для прогулок детей на воздухе. Всё – сделано из простых и доступных.

Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храмаФотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.

Фотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои — Россия!» с воспитанниками центра для несовершеннолетнихФотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои — Россия!» с воспитанниками центра для несовершеннолетних Фотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои - Россия!» с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» «Посещение Никольского храма детьми из СРЦН «Солнечный лучик». Есть в предпасхальных традициях такие, что особенно дороги сердцу. И среди.

Конкурсно-развлекательная программа с воспитанниками центра «Весняночка»Конкурсно-развлекательная программа с воспитанниками центра «Весняночка» Цель: создать атмосферу праздника, воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям, развивать познавательную активность детей,.

Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст) Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая.

Праздничная конкурсно-развлекательная программа «Нашей армии герои» с воспитанниками центраПраздничная конкурсно-развлекательная программа «Нашей армии герои» с воспитанниками центра Цель: патриотическое воспитание детей Задачи: - воспитывать чувство любви и гордости за свою страну; - расширять кругозор воспитанников;.

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Развлекательная программа с воспитанниками центра «Робинзонада» Цель: упражнять детей в составлении плана действий по карте; развивать у детей умение сотрудничать, физические качества – ловкость, выносливость,.

Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь»Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь» Занятие-развлечение "Пусть миром правит лишь любовь" 14 февраля христиане отмечают праздник День Святого Валентина – день покровителя.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Космос
  • Пасха
Автор публикации:
Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Золотое правило нравственности»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 22:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки