Папки-передвижки

Досуг по музыкально-эстетическому развитию детей в ходе знакомства с русской народной культурой «Жили–были крестьяне»

Татьяна Нестерова
Досуг по музыкально-эстетическому развитию детей в ходе знакомства с русской народной культурой «Жили–были крестьяне»

Цель: Содействие музыкально-эстетическому развитию детей через знакомство с русской народной культурой.

Задачи:

- прививать любовь к культурному наследию Родины

- воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.

- вызывать у детей положительные эмоции к окружающему миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много лет назад.

Публикация «Досуг по музыкально-эстетическому развитию детей в ходе знакомства с русской народной культурой „Жили–были крестьяне“» размещена в разделах

- закреплять умение использовать любыe плясовые или хороводные элементы при исполнении бытовых и лирических песен, при игре на музыкальных инструментах.

Предварительная работа

- просмотр слайдов,

- чтение сказок. разучивание пословиц, стихотворений, песен, хороводов и танцев;

- ознакомление с бытом русских крестьян,

- работа над музыкальными образами на индивидуальных и групповых занятиях;

- изготовление атрибутов на занятиях по конструированию и изодеятельности; изготовление родителями костюмов для досуга.

Оформление

На центральной стене – панно, на котором изображены березки с зеленой кроной, цветы, солнышко.

Декорация: домик с палисадником, лавка, береза на кресте, пеньки.

С потолка свисают ленты, на которых закреплены бумажные птицы.

На полу – голубая ткань («речка»).

Оборудование и материал: топорики, большой игрушечный конь, корзиночки, сито, шапочки коров, овец, бусы для подружки, рожок для пастушка, детские музыкальные инструменты, русские народные костюмы для детей.

Ход ДОСУГА

В аудиозаписи звучит народный наигрыш на балалайке. Входят дети и садятся на стулья.

Арина (воспитатель). Здравствуйте, люди добрые! Приятно увидеть вас в добром здравии. Зовут меня тетушка Арина!

Марьюшка. А меня тетушка Марьюшка. Рады приветствовать вас в нашем доме.

Арина. А сколько стен у нашего дома? Правильно, четыре. В старину говорили: где четыре стены – там и беды не страшны.

Марьюшка. А еще говорили на Руси: гость на порог – счастье в дом. Поэтому наша добрая песенка для наших гостей.

Дети и взрослые исполняют русскую народную песню «Уж вы, гости».

Уж вы, гости, гости, долгожданные,

Проходите, гости, наши славные.

Проходите, гости, наши славные,

Будьте, наши гости, с нами равные.

Мы вам все покажем, как живем расскажем,

Целый день в работе и поем, и пляшем.

Арина. Сегодня мы поведаем вам о том, как в далекую старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали и веселились.

Марьюшка. Итак, приготовьте ушки, откройте пошире глазки и слушайте сказку.

Арина. В давние-давние времена жили-были крестьяне. Рано поутру вставали, коров на луг выгоняли.

Звучит песня «Когда солнышко взойдет» в исполнении группы детей.

Ох, когда солнышко взойдет, пастух выйдет на лужок.

Ох, пастух выйдет на лужок, да заиграет во рожок.

Хорошо пастух играет да приговаривает…

Мальчик-пастушок, имитируя игру на рожке, обходит зал, за ним вперевалочку идут дети в шапочках коров и овец, садятся на стулья, воспитатель убирает рожок.

Марьюшка. Девицы пряли, ткали, вышивали крестиком, щи, кашу варили да по ягоды ходили. Об этом и расскажет наша песня.

Девочки инсценируют песню «Пошли девки в лес по ягоды».

Пошли девоньки, пошли девоньки, пошли девки в лес по ягоды.

Да по черную, да по черную, да по черную смородину.

Уси девоньки, уси девоньки, уси девки ягоды нашли.

Одна Дунюшка, одна Дунюшка, одна Дуня не набрала ничего.

Под пение трех куплетов девочки собирают ягоды, затем садятся на стулья. На 4-ый куплет выходит Дуня, ищет ягоды, не находит. Опустив голову, возвращается на место.

Марьюшка. Проспала ты, Дунюшка, и ягод тебе не досталось. В следующий раз пораньше вставай. Кто рано встает – тому Бог подает!

Арина. А парни поутру вставали, про работушку не забывали.

Мальчики поют песню «Пахарь».

Встань, Ванюша, на заре, белый день на дворе.

Встань коню сена дай, во плужочек запрягай.

Вспаши черну земличку, посей белу пшеничку,

И овес, и ячмень – поработай целый день.

Затем повторяется мелодия без пения. Один мальчик ведет под уздцы лошадку, другой держится за плуг, третий с лукошком имитирует разбрасывание зерен.

Мальчик. Сено покосили, зерно посадили!

Марьюшка. А дров нарубили?

Мальчик. Нет.

Марьюшка. Берите топоры, ступайте в лес!

Мальчики берут по топорику из картона, каждый походит к своему пеньку. Дети поют и инсценируют песню «А я в лесе был, березку рубил».

А я в лесе был, березку рубил.

Березку рубил, метелки вязал.

На возок складал, в город отправлял,

В город отправлял, там я торговал.

Там я торговал, девочку видал.

Сидит под окном балует цветком.

Я к ней подходил, бусы ей дарил.

Выходит Ульяна (девочка, ложится на лавочку возле домика. Воспитатель читает, а она делает движения по тексту.

Арина. Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

Все сено косить, а она голову мочить…

Все сено грести. А она косу плести…

Ульяна. Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Арина. Все обедать идут, а она тут как тут!

Ульяна. А мне? Я тоже есть хочу!

Дети (хором). Кто не работает, тот и не ест!

Арина. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. Иди гусей попаси! Видишь, травка молодая на лугу появилась!

Дети инсценируют песню «Я гнала гусей на луг». Ульяна солирует.

Я гнала гусей на луг, приговаривала.

Это быль, это быль, быль-былинушка моя!

Привыкайте, мои гуси, ко лужку да ко траве.

Это быль, это быль, быль-былинушка моя!

Ко лужку да ко траве, ко холодной, ко воде.

Это быль, это быль, быль-былинушка моя!

Я гнала гусей домой, приговаривала.

Это быль, это быль, быль-былинушка моя!

Марьюшка. Ну вот, потрудились на славу! Позади трудовой день, теперь и отдохнуть не грех!

Арина. Соберутся красны девицы да добры молодцы на деревенский пятачок и начинается веселье.

Звучит вступление к танцу «Кадриль. Мальчики и девочки занимают места боковых стен и начинается танец. По окончании танца мальчики провожают девочек на места.

Марьюшка. Собирались вечером, кто попеть, кто поплясать, а кто и доброе слово молвить. Русский народ придумал много пословиц, чтобы люди уму-разуму набирались. (Обращается к гостям). А какие вы пословицы знаете.

Вначале дети, а потом и гости по очереди встают.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто шутит и смеется, тому все удается.

Труд человека кормит, а лень портит.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Поспешишь – людей насмешишь.

Кто хвалится, тот с горки свалится.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

На чужой каравай рот не разевай.

Марьюшка. Молодцы! Много пословиц знаете! (Выставляет на середину березку на кресте). Смотрите, зеленые листочки на березе распустились! А кто нам стихотворение о березке прочтет?

Ребенок. Береза моя, березонька! Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька. Посередь долинушки.

На тебе, березонька, листья зеленые!

Близ тебя, березонька, красны девицы

Да добры молодцы хоровод ведут!

Дети и взрослые ведут хоровод «Земелюшка-чернозем». Можно пригласить в круг и гостей праздника.

Марьюшка. Посмотрите, какой веночек я сплела! Поиграем с ним?

Проводится хороводная игра «Я с веночком хожу». Дети стоят полукругом и поют.

Я с веночком хожу, я с зелененьким хожу,

Я не знаю, где веночек положу.

Подойду я к дружку, подойду я к дружку,

Покружуся да веночек подарю.

Водящий с веночком на голове ходит спокойным шагом по кругу - руки на поясе. С концом куплета водящий надевает его на голову другому ребенку. Игра повторяется 3 – 4 раза. Последний водящий прохаживается под музыку без пения под аплодисменты зала.

Ребенок. Нет лучше и милей России, и лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей, тебе несем мы свой привет.

Ребенок. Тебе, Россия мы танцуем, ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим и прославляем свой народ.

Дети и взрослые исполняют «Песню о Родине», муз. В. Елинека, сл. Е. Карасевой. («Муз. рук-ль»,№3, 2004г.)

Арина Ну вот и месяц показался, пора по домам! Завтра дел много! Нужно грядки полоть, да дрова колоть.

Марьюшка. А мне сено косить да по ягоды ходить!

Арина. Парни! Не забудьте девчонок до калитки проводить, а то темнеет.

Все парами обходят круг, помахивая рукой.

Воспитатели (поют). До свиданья, до свиданья, до свиданья три раза.

А еще раз до свиданья, ваши милые глаза!

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Жили-были крестьяне» «Жили - были крестьяне» Дети под музыку: «Пришла весна» входят в зал и встают возле стульчиков, поют «Весну встречаем» Дети садятся. Выходя.

Интерактивное электронное дидактическое пособие «Жили-были гномы» Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют.

«Русская народная культура и творчество». Календарное планирование одного рабочего дня (младшая группа)«Русская народная культура и творчество». Календарное планирование одного рабочего дня (младшая группа) Календарное планирование одного рабочего дня на тему «Русская народная культура и творчество». Младшая группа. Первая половина дня. Утренняя.

Оформление мини-музея «Жили-были гномики» в рамках клуба выходного дня (фотоотчет)Оформление мини-музея «Жили-были гномики» в рамках клуба выходного дня (фотоотчет) В нашей группе как одна из форм взаимодействия с семьей организован клуб выходного дня. Клуб выходного дня создает связи с семьей на позициях.

Конспект интегрированного занятия «Жили-были…» Вид: интегрированное занятие Тема: Жили – были…. Цель: Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Жили-были дед да баба» Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Подготовила: Воспитатель МДОУ № 4 «Радуга» п. Уразово Костенко.

Конструкт интегрированного музыкального занятия по фольклору «Жили-были крестьяне» Конструкт интегрированного занятия Тема: "Жили - были крестьяне" музыкальный руководитель Сысаева А. О. г. В. Пышма 2013 г. Цель: Помочь.

Мини-музей «Жили-были»Мини-музей «Жили-были» Мини - музей кукольного театра "Жили - были"Здравствуйте, уважаемые коллеги! Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким.

Сценарий открытия музея «Жили-были…» Сценарий открытия музея народного быта «Жили-были….» Хозяюшка: Дай бог тому, кто к нашему дому. Дорогим гостям-красным девушкам. Наделил.

Экскурсия в мини-музей «Жили-были удалые мастера!»Экскурсия в мини-музей «Жили-были удалые мастера!» Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг по музыкально-эстетическому развитию детей в ходе знакомства с русской народной культурой «Жили–были крестьяне»
Опубликовано: 30 июля 2015 в 16:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД