Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»

Елена Сусолина
Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»

Задачи:

Обучающие:

Формировать знания детей о русском народном костюме (мужском и женском). Познакомить с элементами украшения костюма.

Развивающие:

Развивать речь, творческие способности, любознательность, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре, творчеству русского народа, желание творить самим.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, картин, беседы.

Материалы и оборудование: Ноутбук, доска, проектор, презентация, шаблоны русских народных мужских и женских рубах, фломастеры.

Ход ОД:

1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом напротив мини – музея.

Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит желать доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети поворачиваются к гостям с поклоном.

Дети: Здравствуйте, люди добрые!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

Воспитатель: На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Дети: Красивая одежда.

Воспитатель: Верно. А ещё людей делает красивыми не только одежда, но и хорошие поступки. Ребята, посмотрите друг на друга, вы одеты в красивые платья, юбки, рубашки, шорты, а как называется эта одежда?

Дети: Современная.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называется одежда, в которой ходили раньше на Руси?

Дети: Русская народная одежда.

Воспитатель: А где сейчас можно увидеть русскую народную одежду?

Дети: В книгах, кино, музеях.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, в нашем мини – музее есть куклы одетые в русские народные костюмы. Ребята, посмотрите, какие они красивые, яркие, нарядные, но это не самые первые русские костюмы. А вы хотите узнать, какими были самые первые русские народные костюмы? Тогда проходите и садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики на против доски.

2. Основная часть.

Воспитатель: Основными элементами женского костюма были: рубаха, сарафан. Рубаха была длинной с рукавами. Рукава у некоторой одежды были очень длинными. Когда они были спущены, работать было невозможно. Появилась поговорка о плохой работе: «Работать спустя рукава». Рубаха была белого цвета, на горловине, рукавах и по подолу была вышивка. А как вы думаете, для чего нужна вышивка?

Дети: Для красоты.

Воспитатель: Вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Украшая вышивкой свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах и оберегали руки, сохраняли в них силу и ловкость; у выреза на вороте, оберегали легкие и сердце; на подоле, не давали злой силе подобраться снизу. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это знак воды. Считалось, что этот знак приносит веселье, радость. Круг – солнышко, значит, дарит людям тепло, добро. Ромб – знак земли, обозначает плодородие. А если в нём ещё крест и маленькие кружочки, то это засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. А вышитый крестик берег людей от злых сил. Поверх рубахи надевали сарафан. Его украшали так же вышивкой, лентами. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. На голову одевали платок или кокошник. Самой распространённой обувью были лапти или сапоги.

3. Физминутка «Сапоги»

Нарядили ножки в новые сапожки (выставлять поочередно правую и левую ногу на пятку)

И удобны, и красивы, (поочерёдно ноги на пятку поворачивать носки)

И для пляски хороши! (покружиться)

Воспитатель: Основу мужского костюма тоже составляет рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Если разрез был с боку, то рубаха называлась косовороткой. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или поясом. Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани, закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами и поверх одевали лапти.

Воспитатель: Ребята, а какой одинаковый элемент одежды был в мужском и женском костюме?

Дети: Рубаха.

Воспитатель: Правильно. И я вам предлагаю закрепить полученные знания в игре «Укрась одежду», проходите за столы.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат заготовки рубах. Посмотрите, чего не хватает на них?

Дети: Узора.

Воспитатель: Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим ими одежду по вороту, рукавам и подолу. Давайте приготовим пальчики к работе.

4. Пальчиковая гимнастика «Рубашка»

У рубашки два манжета, (показать манжеты на двух руках)

Воротник (показать воротник)

И рукава, (провести ладонями по рукавам)

И застежка есть, чтоб легче (показать застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем, (имитировать движения)

И работать мы начнём.

Воспитатель: Посмотрите, на мольберте есть схемы из обережных знаков.

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело,

Украшай рубаху смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Все закончили работу? Проходите в наш музей. Посмотрите, какие красивые получились у вас рубахи. Давайте из этой одежды сделаем выставку в нашем мини – музее.

Дети выкладывают работы на полку в мини – музее.

4. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что для вас было интересным?

Воспитатель: Спасибо ребята, наше знакомство с русским народным костюмом закончено. Встретимся в мини – музее в следующий раз и я вас познакомлю с первыми музыкальными инструментами.

Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»
Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Тема: Встреча весны. Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре.

Конспект НОД «Литературная викторина по русским народным сказкам» Образовательная область: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (Социальный мир). Тема НОД: «Литературная викторина по.

Конспект ООД в средней группе. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: обобщить знание детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: — закрепить представление детей о русских народных сказках;.

Конспект по коммуникации «Викторина по русским народным сказкам» средняя группа Программное содержание. Обучающие задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить узнавать сказку по заданию.

Конспект развлечения с детьми 3–4 лет «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: • учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам; • закрепить навыки.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: создание условий для формирования у детей.

Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом. Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом. Цель: через песни, игры, пословицы знакомить детей с жизнью русской деревни,.

Конспект занятия «Путешествия по русским народным сказкам» ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание. Собрались все дети в круг, Я.

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Новый год
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 22 мая 2016 в 18:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стены в приемной комнате детского сада
Большую часть своей дошкольной жизни дети проводят в детском саду. Дошкольный возраст является сензитивным периодом, при формировании эстетического...
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа …)
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» ( старшая группа) Тип проекта: творческий, познавательный. В ид проекта : групповой. Ожидаемые...
Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
Цели: 1. Познакомить со службами спасения "01", "02", "03"; 2. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта;...
Урок-лекция по ОПК в 4 классе «Культура и религия. Религия славян»
Цель урока: знакомство с понятиями и значениями славянской мифологии Задачи: 1) обучающая: -сообщение знаний о славянских мифах, общая картина мира в...
Целевая прогулка «Наблюдение за виноградом»
Цель: развивать познавательную активность в процессе наблюдения. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к...