Получи документы

Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклой»

Татьяна Баркина
Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклой»

Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:

- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.

- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».

- Обеспечить развитие творческих способностей детей.

- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.

- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах

- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.

Материал: тряпичная кукла; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Желанница», сундучок; по три круга (диаметр-15 см, 20 см, 25 см)ткани разного цвета на каждого человека, квадрат белой ткани (15х15 см) на каждого человека, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы.

Вводная часть

Воспитатель. Ребята, к нам прилетел голубь. как вы думаете, зачем он прилетел? (Ответы детей). Что он нам принес? (Письмо). Но почему голубь? Скажите, кто нам письма приносит? (Почтальон). Я догадалась, что это почтовый голубь. В давние, давние времена эти умные птицы доставляли письма. Я предлагаю прочитать письмо. «Здравствуйте ребята! Я - вечный путешественник. Всю свою жизнь я путешествую то в прошлое, то в будущее. Однажды я побывал в гостях у добрых, трудолюбивых, дружных людей. Когда вошел к ним в избу, то увидел печку – матушку, длинный стол, рядом стояли дубовые лавки. В этой семье любят делать игрушки из разного материала. В свободное время взрослые и дети лепят игрушки из глины, вытачивают их из дерева, шьют из ткани игрушки. Я советую вам посмотреть на них. Они интересные и красивые. До свидания. Путешественник».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в каком времени побывал путешественник? (В прошлом) Как вы догадались? (Печка - матушка, лавки дубовые, и т. д.). Вы хотите посмотреть на эти удивительные игрушки? Как мы можем попасть в прошлое? (Ответы детей). Я думаю, нам помогут «Часы времени». Попробуем с помощью «Часов времени» попасть в избу, где делают удивительные игрушки. Чтобы «Часы времени» помогли попасть в прошлое, нужно правильно разложить картинки в прошлое или настоящее. Дети раскладывают карточки. (Предложить проверить ребенку правильно ли, разложили картинки. Если кто-то из детей допустил ошибку «Часы времени» не будут работать). Звучит бой часов

Воспитатель. Вот наши часы заработали. Чтобы перенестись в прошлое, нужно закрыть глаза и, пока вы будете слышать бой часов, не открывать. (Воспитатель в это время надевает фартук и/или повязывает платок. Стихает бой часов. Дети открывают глаза.)

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, рассаживайтесь. Расскажите, вы откуда ко мне в гости пожаловали. (Из детского сада, группы) Зачем вы пришли? (Игрушки посмотреть). А о чем вам сегодня я расскажу вы узнаете, когда ответите на мою загадку.

Загадка:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Дети: - Кукла!

Воспитатель: Все-то вы знаете? Давайте раскроем платок и посмотрим, что за кукла там находится? (раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)

Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана?

Дети: Передают куклу друг другу и описывают ее, высказывают свое мнение.

Воспитатель:

Ребята вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас. (Презентация слайдов)

Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд)

Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.

Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. Это например тряпичный зайчик на пальчик. Детям с трех лет делали зайчика на пальчик, чтобы они имели друга собеседника. Зайчик надевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. А также кукла перевертыш, которая также служит для игры, в процессе которой крестьянская девочка, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины. Девушка-это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, а женщина-хозяйственная, у нее все заботы о доме.

Другие нужны были для обрядов.

Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Её делали девушки и женщины для того, чтобы им хватило сил и энергии справляться со своими обязанностями.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Третьими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. (слайд) Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.

«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. (слайд)

Гимнастика

Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.

Загадаешь желание, привяжешь кукле на платье красивую ленточку или сделаешь для нее любое другое украшение, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало. (слайд).

А это кукла «Ночь-день». Эти куклы оберегали жилище. Кукла день молодая, живая, работящая, веселая хозяйка дня. Следит за жизнью людей при свете дня. Кукла «НОЧЬ» задумчивая, мудрая, она хозяйка ночи. Она дарит сон и оберегает его.

А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)

2. Д/и «Собери картинку»

Воспитатель: Дети, что у вас получилось?

Дети: Колокольчик.

Воспитатель: (достает куколку из сундучка) Это кукла веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.

Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится?

(открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).

Ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Желанница», а помогут нам мамы. Присаживайтесь за стол, делу время, потехе час!

Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.

Физ. минутка «Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

(Приседания)

5. Изготовление куколки «Желанница»

Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.

(на интерактивной доске изображение технологической карты)

Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.

Во время работы тихо звучит народная музыка.

Итог.

Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

- С какими куклами познакомились?

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

Спасибо, наше занятие окончено.

Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

До свидания!

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с народной куклой» (1 часть) .

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок»Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.

Конспект занятия «Знакомство с куклой Катей» для детей раннего развитияКонспект занятия «Знакомство с куклой Катей» для детей раннего развития Конспект "Знакомство с куклой Катей" в группе раннего развития. Цель: познакомить детей с куклой Катей, как моделью человека. Задачи:.

Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой» Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект "Знакомство с народной игрушкой". Детей подготовительной.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклой»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 19:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД